Совместить приятное с полезным получилось у ребят, отдыхавших в первую смену в школьном оздоровительном лагере. Забегая вперёд, стоит сказать, что идея, хоть и не нова, но крайне полезна. Мальчишки и девчонки из созданного в лагере краеведческого отряда «Исток» даже предположить не могли, сколько открытий и откровений поджидает их на каждом шагу. И всякий раз изумлялись: сколько же интересного скрывает малая родина – то, чего в обычной жизни вроде бы и не замечаешь.
Кому – футбол, кому – свеча
Вот что говорит руководитель отряда, воспитатель Елена Кошурова: «С 4 по 25 июня «краевешки» (так она называет своих подопечных) успели многое – и по туристическим тропам, самими же и составленным, походить, и пообщаться со старожилами, посетить водопад, Поповский родник, церковь в Ханинеевке и в Ульяновск по музеям съездить», если бы не дождь, то многое они ещё успели бы увидеть. Но отложили до следующего раза».
Подтверждением слов педагога может стать своеобразный дневник, в который руководитель отряда, её подопечные не только вписывали хронологию событий, но и выплёскивали свои чувства и эмоции, делились откровениями.
6 июня. Погода не балует, но нам не скучно. Разучиваем «Не расстанусь с комсомолом». Песня пригодится в театрализованной постановке о становлении комсомольской организации в Николаевском районе.
…Сходили в кино. Смотрели прикольный мультик «Босс - молокосос», а вернувшись в лагерь, играли в игру «Крокодил», она позволяет развить речь, мимику и красоту жестов.
8 июня. Девочки занялись раскраской свечей Памяти, с ними мы будем участвовать в митинге Памяти и Скорби 22 июня на холме Славы. Ну а мальчиков мы отпустили погонять в футбол. Да! Ещё мы подготовили для всех отдыхающих 1-й смены игровую программу, после которой будет ДИСКОТЕКА!
12 июня. Все – на площади Флагов в Николаевке. Принимаем участие в акции «Поднятие флага». Ведь сегодня – День независимости России.
Научиться видеть
13 июня «краевешки» провели в селе Поника, откуда и пошла земля николаевская. Когда-то селом Поника владели четыре помещика. Здесь в 1875 году, при содействии Ильи Николаевича Ульянова, было открыто мужское училище. В 1913 году в селе было 224 двора и 1500 человек населения!
«Прежде всего мы поспешили в Храм Равноапостольной Нины. Настоящая достопримечательность! Нам даже разрешили подняться на «хоры», взобраться на колокольню и позвонить в колокола», – восторженно вспоминают «краевешки».
Это вообще особое место. В былые времена сюда стекались жители сёл Кудряевка, Федоровка, Николаевка, Новая Петровка. Храм действительно красивый, впечатляет внутреннее убранство, в нём очень уютно, тепло, душевно. Здесь же, по соседству, памятник 225 поникцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Кстати. Это теперь всё больше говорят и пишут о «вымирании села». А люди старшего поколения помнят маслозавод, племенных жеребцов орловской породы и фруктовый сад площадью 30 гектаров. В 1960 году в объединённом колхозе «Путь Ленина» пахотной земли было 7 765 га, выстроены 5 коровников на 800 голов, 4 телятника, овчарник на 2 500 голов, свинарник на 1 500 голов, конюшня на 200 мест (сейчас от конюшни остался лишь фундамент), зернохранилище на 80 тысяч центнеров, тракторная мастерская, гаражи, для очистки зерна установлен ЗАВ-20, не говоря об объектах социальной сферы – клуб, школа, детский сад, магазин.
Об этом и многом другом юные краеведы говорили при встрече со старожилами села Ниной Платоновой и Екатериной Батушиной, награждённой в 1973 году орденом Трудового Красного Знамени. Они-то и рассказали, как заканчивали семилетку в Понике, а доучиваться ходили пешком в Николаевскую школу, неся в руках по две сумки (в одной – учебники, в другой – хлеб), как жили в интернате, как учились в две смены, как вечером после занятий возвращались домой по столбовой дороге, иногда в метель, мороз и темень, рискуя сбиться с пути, а то и вовсе замёрзнуть.
«Наши собеседницы показали нам место, где стоял барский дом, был разбит парк, – рассказывает Елена Кошурова и справедливо резюмирует, – вот так куда-то торопимся, спешим, а не замечаем, что всё самое интересное, ценное, важное и родное – рядом. Надо только научиться это видеть!»
Легенды из оврага и Каранголь
Массой открытий отметился и поход на Попов родник, бьющий из дна лесного оврага. Обратимся вновь к «летописи» первой смены отряда «Исток»:
«Родник почитается не только жителями Ульяновской области, посещают его паломники из Нижнего Новгорода, Пензы, Кузнецка, Сызрани, Тольятти. Он хорошо обустроен, возле него – новая резная часовня, чуть в стороне установлена купальня... Когда-то здесь была явлена икона Казанской Божией Матери. А вскоре неподалёку от родника выросло большое село, которое назвали Богородское, ныне - Барановка. На этом месте в позапрошлом веке хотели построить монастырь и даже заложили фундамент, но грянула Октябрьская революция...»
По разным свидетельствам, в XX веке здесь жили пятеро монахов, трое из которых – выходцы из Жадовской пустыни. Сейчас на месте скита осталась лишь пара могилок с крестами – иерея Василия и диакона Ильи... Поговаривают, что служили монахи по ночам, и на службы их ходили из окрестных деревень и даже из сёл Павловского района. Церковь была подземная, в пещере. Но где? Было много попыток её отыскать, но безрезультатно. Как выяснилось, сами старцы, уходя «запечатали» церковь. Но свидетелей служб в пещерной церкви много. Когда стало небезопасно ходить к святому роднику, монахи откопали в лесу неподалёку от своих поселений маленький родник и сделали колодец. В настоящее время он полностью пересох, но до сих пор местные жители зовут его Малый поповский.
От старожилов узнали ребята и о судьбе монахов. Один – Иван Никитин – ещё при коллективизации сидел «за веру». После лагерей оставил семью и ушёл в лес, вырыл землянку, где были только стены без крыши. Спал на двух досках, сложенных крест-накрест. В 1960-е годы, оставшись в скиту один и будучи совсем плох, уехал в Кузнецк, где и умер спустя десятилетие.
Вторым монахом в лесу был Гермоген – духовник Жадовской пустыни. Он исчез из монастыря в 20-х годах. Говорят, ушёл в леса и вырыл землянку именно здесь… Возможно, «краевешкам» не раз представлялись лики тех монахов. Или кого-то из 225 павших в войне земляков. Или идущих сквозь метель по ночной дороге школьниц из далёкого прошлого. И они – нынешние – думали обо всём этом, вслушиваясь в шум старого водопада Каранголь, который они также посетили впервые, о чём и написали: «Шум падающей воды, вётлы, склоненные к воде, воздух как возле горной шумной речки. Такого не встретишь больше нигде в нашей области».
Каранголь можно перевести как «река, падающая с камня в яму (провал)», то есть водопад. Николаевская Ниагара сегодня существует в индустриальном виде: чтобы речка не подмыла береговые опоры железнодорожного моста, четырёхступенчатые пороги, когда-то сооружённые из досок и брёвен, около 70 лет назад были заменены на железобетонные.
Материал от «краевешек» подготовил Алексей Балаев. Фото Елены Кошуровой и Елены Тремасовой