Недавно вышла в свет Ульяновская авиационная энциклопедия, подготовленная НИИ экономики, истории и культуры Ульяновской области им. Н.И. Карамзина. Идея её издания была предложена краеведом Сергеем Петровым. Краевед хочет пойти дальше и сегодня на страницах «АиФ» высказывает свои идеи и предложения по выпуску и содержанию Ульяновской флотской энциклопедии.
О людях, кораблях и наркоматах
По мнению Петрова, во флотской энциклопедии будет не менее тысячи статей о людях, кораблях, научно-исследовательских судах, местных предприятиях, связанных с флотской тематикой, истории о деятельности эвакуированных в Ульяновск во время Великой Отечественной войны наркоматах военно-морского и речного флота, о ботике Петра Великого, пять лет сохраняемого в здании лютеранской кирхи.
Идея этой энциклопедии поддержана в краеведческом сообществе. Если всё получится, то книга будет издана в 2020 году, утверждает Сергей Борисович. Флоты бывают разные: морские и речные, военные и гражданские, надводные и подводные, пассажирские и грузовые, гребные и парусные. И на всех отличились наши земляки. Вспомним несколько славных имён.
В петербургском «Эрмитаже» хранится портрет Семёна Миницкого, вице-адмирала. Он служил командиром гребного порта в Петербурге, много лет руководил проводкой судов на линии Петербург – Кронштадт, затем был назначен и. о. генерал-интенданта Балтийского флота. Пик его карьеры – должность военного губернатора Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерний. В 1830 г. в возрасте 64 лет он вышел в отставку и поселился в родовом имении Миницких в селе Подлесное, ныне Майнского района нашей области, где и скончался. Его брат, Михаил Миницкий (1772-1829), тоже был военным моряком, командовал многими кораблями, в их числе фрегатом «Быстрый» во время боевых столкновений с английским флотом в 1808 г. В 1809-1818 гг. в звании контр-адмирала руководил Охотским портом, затем Якутским краем.
Бесценен вклад в развитие отечественного флота, в победу в Великой Отечественной войне академика Алексея Крылова (1863-1945). Он 50 лет преподавал в Морской академии, в 1919 г. был назначен её начальником, руководил Физико-математическим институтом АН СССР. Учёный разработал классические приёмы и схемы основных характеристик корабля – устойчивости и плавучести, создал теорию килевой качки. Им созданы оригинальные корабельные и артиллерийские приборы.
В числе 165 ульяновцев – Героев Советского Союза особое место занимает единственный моряк – Дмитрий Левин (1920-1943), командир бронекатера. Он храбро сражался в Азовском море, участвовал в освобождении Мариуполя, Таганрога, затем Крыма. Нанес большой урон врагу.
Пеленгатор Каврайского и хребет Ломоносова
Видным учёным был и геометр, картограф, астроном, инженер-контр-адмирал, профессор Владимир Каврайский (1884-1954). Он разработал получивший его имя способ совместного определения времени и широты по соответствующим высотам звёзд. Его способ линий положения определяет место корабля в море. Широкое применение на флоте нашли наклономер и пеленгатор Каврайского.
Многочисленные ученики и последователи с глубоким уважением относятся к личности и заслугам доктора физико-математических наук, профессора Александра Логачёва (1898-1978). Выдающийся учёный посвятил свою жизнь становлению и развитию геофизической службы в СССР. Его имя присвоено научно-исследовательскому судну, крупному подводному полиметаллическому месторождению в Атлантическом океане и Всероссийскому НИИ разведочной геофизики.
Обязательно в энциклопедии будет статья об академике Алексее Трёшникове (1914-1991), океанологе, географе, исследователе Арктики и Антарктики, участнике 22 полярных экспедиций. Первооткрыватель стратегически важного для нашего государства подводного хребта Ломоносова, он руководил несколькими НИИ, в 1977-1991 гг. был президентом Географического общества.
Не будет забыт и контр-адмирал Михаил Сойгин (1918-1995), доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки. После окончания инзенской школы юноша по комсомольской путевке был направлен на учёбу в Высшее военно-морское училище. После его окончания в 1941 году был мобилизован на Северный военно-морской флот, командовал электромеханической боевой частью прославленного эскадренного миноносца «Гремящий». В 1952 году окончил Военно-морскую академию, в которой проработал более 30 лет, пройдя путь от рядового преподавателя до начальника кафедры ядерных энергетических установок.
Хранитель гостайны
В Петербурге продолжает жить и служить военно-оборонной науке и практике Герой России, уроженец Сенгилея Юрий Коновалов (род. В 1930 г.). В 1954 г. он окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 1958 года – сотрудник Центрального конструкторского бюро № 18. Участвовал в проектировании, строительстве и испытании дизель-электрических и атомных подводных лодок, глубоководного батискафа «Наука», спасательного колокола нового поколения. Главное направление деятельности учёного – создание боевых комплексов с большой глубиной погружения, неограниченной дальностью плавания и максимальной автономностью при минимальном водоизмещении. Почти все разработки земляка составляют государственную тайну.
Дедушка русского флота
В июле 1941 года из Ленинграда на четырёх баржах в Ульяновск были доставлены наиболее ценные экспонаты Центрального военно-морского музея, среди которых был ботик Петра I – дедушка русского флота. Прибывшие ценности разместили в здании бывшей кирхи, где они находились до окончания Великой Отечественной войны.
Многие ульяновцы об этом ничего не знали тогда. Решение было обосновано тем, что именно это здание является наиболее безопасным для хранения исторических реликвий. Городское руководство посчитало, что в случае возможных бомбардировок города кирха будет последним местом, на которое фашистские лётчики сбросят бомбы… Ценности военно-морского музея находились в кирхе до окончания Великой Отечественной войны. В 1946 году все экспонаты, в том числе и ботик Петра I, по железной дороге отправили назад в Ленинград. Кстати, ботик был обнаружен 16-летним Петром в 1688 г. в царском селе Измайлово под Москвой.