Пожалуй, ни одна тема настолько не сходит со страниц прессы и с языка должностных лиц, как состояние транспортной системы. Даже пандемия и спецоперация не смогли вытеснить её из информационного пространства. И дороги-то у нас ремонтируют, и грузооборот-то у нас растёт. А что на самом деле?
Новый уровень?
Областные власти сообщили об очередном потенциальном успехе, призванном вывести транспортную инфраструктуру региона на новый уровень: «Генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор Ульяновской области Алексей Русских провели рабочую встречу в Москве». Естественно, оба руководителя прекрасно понимают значение транспортной составляющей для экономики области. Олег Белозеров так и заявил: «От железных дорог зависит развитие экономики, и у нас исторически выстроены хорошие отношения с регионом. Мы взаимодействуем по всем составляющим: пассажирское движение в пригороде и дальнем следовании, грузовые перевозки. Железная дорога востребована в больших городах и агломерациях, промышленных кластерах как наиболее экологически чистый вид транспорта».
Впрочем, прогнозировалось это ещё в январе: мол, во втором полугодии 2022 года на участках «Ульяновск – Инза» и «Ульяновск – Димитровград» начнут курсировать рельсовые автобусы «Орлан». В каждом – три вагона на 229 мест, комфорт, шумоизоляция, хорошее освещение, современные сидения и так далее... Это, конечно, лучше, чем ничего, однако, стоит вспомнить историю регионального пассажирского сообщения, и все восторги по этому поводу как-то гаснут. В предпоследнем десятилетии прошлого века в пределах региона курсировало 36 пригородных поездов, связывавших все районные центры, где в принципе есть железнодорожное сообщение. К 2014 году их осталось всего девять, и уже тогда некоторые «знатоки» пророчили, что вскоре их останется только три. Так оно и случилось. Более того, даже поезда дальнего следования с некоторых пор начали игнорировать местные станции. Вот, например, скоро (12 августа) состоится очередной фестиваль авторской песни в Ломах. И в былые времена большинство участников добирались почти до фестивальной поляны по железной дороге. На разъезде «Ломы», пусть на пару минут, останавливались не только пригородные поезда (Ульяновск-Сызрань и Ульяновск-Молвино), но и дальнего следования (Казань-Волгоград, Челябинск-Москва). А сейчас данное направление из пригородного расписания вообще исчезло, в расписании поездов осталось всего три внутриобластных маршрута: Ульяновск – Инза, Ульяновск-Чуфарово и Ульяновск-Димитровград. Причём, последний то отменяют, то снова назначают. Так что, при такой политике в области транспорта, может быть, и третий «Орлан» никуда не помчит.
Куда девать оптимизм?
В целом жить стало лучше: число личного автотранспорта на душу населения с советских времён выросло многократно. Но как-то с некоторой ностальгией вспоминаются те времена, когда десятки поездов курсировали по территории области, будучи при этом полны народу. Более того, в расписании движения самолётов из Ульяновского аэропорта от 1981 года были даже две местные воздушные линии. Кстати, о запуске рельсовых автобусов власти региона рапортовали уже не раз. Например, в 2010 году.
По итогам недавней встречи в Москве нынешний глава региона Алексей Русских сделал оптимистичное заявление: «Уже сейчас мы получаем положительные отклики - это качественно другой уровень сервиса. Планируем в ближайшее время запуск трех новых рельсовых автобусов «Орлан» взамен существующих пригородных поездов».