Примерное время чтения: 10 минут
215

Нелёгкий маршрут. Справятся ли частные перевозчики с проблемами отрасли?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ - Ульяновск 29 20/07/2022

То, что в системе городского общественного транспорта далеко не всё благополучно, сегодня понятно и представителям власти, и рядовым пассажирам: несоблюдение расписания, потрепанные автобусы, растущие тарифы - но это только вершина айсберга. Что стоит за этими и другими проблемами отрасли, ul.aif.ru рассказал исполнительный директор межрегионального территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный Альянс» Святослав Малаев.

Досье
Святослав Малаев. Родился в 1953 году в Тбилиси. Окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное Краснознаменное училище имени 26 Бакинских комиссаров, получив специальность инженера по эксплуатации артиллерийского вооружения. С 1993 по 2018 гг. работал в Федеральной Службе по надзору в сфере транспорта, с 2006 по 2018 год входил в городскую комиссию по обеспечению БДД, член экспертного совета межрегиональной общественной организации «Объединение автопассажирских перевозчиков».

Проблемы - общие

С. Чернышова: Святослав Валентинович, объясните, пожалуйста, для чего перевозчикам, да ещё и из разных регионов, понадобилось объединяться в альянс?

С. Малаев: Всё достаточно просто – отрасль у нас проблемная, а проблемы, как известно, лучше решать сообща. Тем более, что в процессе приходится плотно взаимодействовать с органами власти – от местной администрации до федерального правительства. Собственно, этим и занимается «Транспортный альянс», куда на сегодняшний день входят 42 субъекта бизнеса, работающих в сфере пассажирских перевозок. Наш регион в объединении представляют восемь перевозчиков, обслуживающих 34 внутригородских и пригородных маршрутов Ульяновска.

- И какие же проблемы и задачи сегодня объединяют перевозчиков, работающих в разных уголках России?

- Наша главная задача на данный момент – решение вопроса с установкой тахографов - устройств, осуществляющих непрерывный контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха. На протяжении многих лет Минтранс РФ настаивал, чтобы ими оборудовались автобусы, выполняющие междугородние рейсы, теперь очередь дошла до городских маршрутов. Для перевозчиков в нынешних экономических условиях это неподъёмные траты, особенно если учесть, что машины выходят с конвейера практически пустыми, и всё необходимое оборудование (тахографы, системы видеонаблюдения и спутниковой навигации ГЛОНАСС) приходится покупать отдельно. Где брать деньги, непонятно – средств, поступающих от перевозки пассажиров, едва хватает на зарплаты водителям, медработникам, механикам, слесарям, токарям – всему обслуживающему персоналу, плюс расходы на бензин, запчасти, ГСМ, налоги… И всё это на фоне последствий катастрофического падения пассажиропотока, случившегося в 2020 году из-за пандемии. К цифрам 2019 года перевозчики не вернулись до сих пор, и при нынешнем уровне доходов они не в состоянии осилить ещё и покупку разного рода электроники. В 2020 году мы подсчитали – стоимость полного комплекта оборудования на одну машину составляет 100 – 120 тысяч рублей, во сколько это обойдётся сегодня, даже представить страшно.

Почем пустой автобус?

- И как, услышали ваши аргументы в высоких кабинетах?

- Мы несколько раз обращались в правительство РФ и к президенту с просьбой отменить установку тахографов на автобусы внутригородских маршрутов, а также отсрочить установку систем видеонаблюдения и ГЛОНАСС. В качестве альтернативы предложили выделить средства на предоставление перевозчикам субсидий – если государство собирается осуществлять федеральный или региональный надзор за работой пассажирского транспорта, то будет вполне логично, что оно предоставит перевозчикам деньги на приобретение оборудования контроля либо сами устройства. В ситуации с тахографами власти идут нам навстречу – сроки обязательной установки этого оборудования несколько раз переносились, в последний раз – до марта 2024 года. Более того – в одном из писем Минтранс соглашается, что на городских маршрутах, в принципе, можно работать и без тахографов, но тогда соблюдение водителем режима труда и отдыха нужно контролировать как-то иначе. Предложения перевозчиков по этому вопросу мы сейчас собираем, потом направим их на рассмотрение в министерство. С установкой систем видеонаблюдения и ГЛОНАСС всё сложнее – от этой идеи на федеральном уровне отказываться не хотят, однако, поскольку видеонаблюдение должно быть сертифицированным, а в России таких систем сейчас нет, этот вопрос решили отложить до января 2023 года.

- Получается, перевозчиков ставят перед выбором – приобретать оборудование или закупать автобусы?

- Получается, что так. А вообще, обновление подвижного состава – это тема отдельная. По-хорошему, каждые пять лет старые автобусы надо списывать и приобретать новые. Некоторое время назад в регионе действовала программа, позволяющая приобрести за полцены автобусы марки СИМАЗ (оставшуюся сумму платила область). Так вот, два наших перевозчика купили около сорока таких машин и замучились их ремонтировать. Если бы нам предоставили выбор, мы бы приобрели 25-местные автобусы марки ГАЗ – они гораздо надёжнее, но льготная программа распространялась только на СИМАЗы. Сегодня никаких программ нет, а машина стоит 10 млн! Разве это дело – вкладывать такие средства в транспорт, который всё время ломается и в который ещё много чего нужно установить (систему спутниковой навигации и прочее)!

- Насколько я понимаю, все эти требования по использованию электроники преследуют цель сделать перевозки максимально безопасными. Ваше мнение по этому поводу?

- Общеизвестное правило безопасности - приоритет жизни и здоровья граждан над результатами хозяйственной деятельности, то есть доходами. Так-то оно так, но вот вопрос - каким образом перевозчик может обеспечить безопасность при отсутствии финансов? Вместо того, чтобы приобретать новый транспорт, устанавливать оборудование на старые машины, которые лучше списать? Мы не против нововведений, но прежде чем требовать установки тех же систем видеонаблюдения и ГЛОНАСС, отрасль должна восстановиться.

Тариф по справедливости

- В период пандемийных ограничений многие сферы бизнеса поддерживались на уровне государства. Перевозчикам тоже помогали?

- Когда начиналась вся эта коронавирусная история, нашу отрасль - объекты сухопутного транспорта - внесли в перечень наиболее пострадавших, а в перечень отраслей, имеющих право на субсидии, не включили. В итоге нам ни копейки не дали. Мы обращались с этим вопросом в федеральное правительство, но из минэкономразвития получили ответ - денег нет. Вот так - на музеи и зоопарки средства нашлись, а на пассажирский транспорт, которым люди пользуются ежедневно, - нет. На этом фоне большое спасибо надо сказать губернатору Алексею Юрьевичу Русских - после обращения Альянса он распорядился обеспечить всех перевозчиков средствами для дезинфекции машин. До этого всю химию и маски мы покупали сами, и сами платили работникам, которые санобработку проводили. А сколько тогда проверок было: «Где у вас маски? Где средство для обработки рук? Почему пассажиры без масок?» Ведь как всё предусмотрено было - пассажир должен зайти, надеть маску и до конца поездки находиться в ней. Кто-то маску снял, а штрафуют водителя. Я считаю, что это неправильно - водитель должен либо за дорогой следить, либо за тем, кто одел маску, а кто нет. И, напомню, несмотря на все эти неудобства мы в течение года держали тариф на уровне 20 рублей при установленных 23.

- Кстати, о тарифах. В середине июня директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев на заседании в администрации города сообщил, что перевозчики подняли вопрос об увеличении стоимости проезда до 32 рублей...

- Лично я на одном из местных интернет-порталов видел другую сумму - 34 рубля. Не знаю, кто куда обращался и откуда брал эти цифры, только перевозчики, входящие в «Транспортный альянс», вопрос повышения тарифа не ставили и не рассматривали. Откуда взялась эта сумма, я не знаю, но предположить могу. Осенью прошлого года мы подавали документы в Торгово-промышленную палату региона, и там подсчитали, что стоимость проезда должна составлять как раз 34 рубля - при действовавшем на тот момент тарифе в 23. А вообще с тарифами у нас история интересная - муниципальный транспорт (ПАТП-1, «Ульяновскэлектротранс») мог позволить себе снизить тариф до 19 рублей - им выпадающие доходы возмещались за счет бюджета. Частные перевозчики конкурировать с муниципалами не могли в принципе - держали тариф на уровне 23 рублей, потому что снижать цену означало бы работать с ещё большими убытками. В этом плане нам нужно следовать примеру других городов, где установлен единый тариф на проезд в трамваях, троллейбусах и трамваях. Я считаю, что это правильно.

- А как на счет регулируемых тарифов?

- Мы поднимали этот вопрос перед главой города, говорили: «Мы согласны перейти на регулируемые тарифы, оплачивайте нам выпадающие доходы», но ответа не получили. Тем не менее по каким-то маршрутам было принято решение в пользу регулируемого тарифа, объявлен конкурс, какие-то предприниматели намерены в нём участвовать.

Вы здесь ездить больше не будете!

- Как вы относитесь к рейтингам перевозчиков и маршрутов, которые составляет администрация города? Выполнили 95% рейсов - молодцы, в зеленую зону, не дотянули до этой отметки - в желтую, а если и с 75% не справились - в красную...

- К подобным оценкам работы перевозчиков я отношусь отрицательно, поскольку они не учитывают множество моментов. Прежде всего, пробки - начиная от моста на Минаева и кончая Камышинской город стоит. Водителей не хватает, и администрация эту проблему прекрасно знает. Мы писали в Федеральное Собрание, что должна быть какая-то программа обучения водителей, привлекательная для молодежи, какие-то профессиональные конкурсы. Перевозчики, конечно, устраивают между собой различные состязания, но хотелось бы, чтобы они проводились как минимум на уровне города. Пока же никакого интереса к нашим проблемам власти не проявляют - даже с Днём работника автомобильного транспорта в прошлом году нас не поздравили. Слышать нас город тоже не хочет. В этом году при МКУ «Организация пассажирских перевозок» была создана комиссия по транспортному обслуживанию - аналогичная той, что прежде функционировала при управлении дорожного хозяйства и транспорта. Но если в старую комиссию я входил, то включать в новую меня категорически отказались - вы, мол, заинтересованное лицо, а комиссия общественная, работает для пассажиров. А мы-то думали, что организация пассажирских перевозок - дело общее, и мнения всех участников процесса должны учитываться. А началось всё с того, что с улиц Ленина, Спасской и Железной Дивизии убрали пять маршрутов. Сначала нам сказали, что это временно, пока идут ремонтные работы, а потом поставили перед фактом: «Уважаемые перевозчики, вы здесь ездить больше не будете». Объяснили просто: на улице Ленина нельзя оборудовать заездные карманы. А ведь на Гончарова, куда всех отправили, заездные карманы тоже есть далеко не на всех остановках. Понятно, что решение принималось в пользу «Ульяновсэлектротранса» - все пассажиры, которых с Ленина, Спасской и Железной Дивизии раньше забирали автобусы, теперь вынуждены ездить на трамваях. На уровне региона поддержка не лучше - попросили Заксобрание освободить перевозчиков от транспортного налога – в итоге вопрос отправился в Минтранс, а там посчитали, что это нецелесообразно. И это при том, что «ПАТП-1» транспортный налог не платит.

- В условиях санкций работать сложнее стало?

- Безусловно. Для автобусов таких марок, как «Форд» и «Ситроен», нужны запчасти и масла иностранного производства. Они подорожали, горюче-смазочные материалы также взлетели в цене. Но что самое интересное - когда продукты в магазинах дорожают на пять, семь, десять рублей, никто не возмущается, а когда заходит речь о росте тарифов на проезд, все кричат: «Караул!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах