Примерное время чтения: 5 минут
344

Поедем с ветерком? Чего ждать ульяновцам от транспортной реформы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ - Ульяновск 8 23/02/2022

В Ульяновске грядёт реформа общественного транспорта. О том, что власти намерены в течение трёх лет перевести все маршруты на так называемый регулируемый тариф, за несколько дней до наступления 2022 года объявил глава города Дмитрий Вавилин, добавив, что решение принято окончательно. Впрочем, уже 10 февраля на тематическом совещании в профильном комитете областного парламента было объявлено, что означенная реформа рассчитана не на три года, а только на два.

О плюсах и рисках

Суть нововведения заключается в следующем: все действующие в городе маршруты пересматриваются, дублирующие убираются, а оставшиеся и усовершенствованные поэтапно выставляются на торги через механизм брутто-контрактов - систему, при которой перевозчики получают деньги из бюджета, выполняя определённое количество рейсов, строго следуя маршруту и расписанию, а средства за оплату проезда полностью возвращают в городскую казну. Получается, что переводчики обеспечивают работу общественного транспорта вне зависимости от числа пассажиров и не конкурируя друг с другом, в погоне за людьми и прибылью создавая опасные ситуации на дорогах. Существуют и риски, главный из которых связан с увеличением нагрузки на бюджет – оплачивать-то придётся каждый маршрут, и не важно, какую выручку он принёс.

По словам градоначальника, необходимость таких нововведений назрела давно: сформированная стихийным образом транспортная сеть города на сегодняшний день не учитывает интересы жителей новых микрорайонов, а работа перевозчиков так и вовсе не выдерживает никакой критики.  

«Сейчас перевозчики мотивированы только на выручку, из-за чего страдает качество перевозок, - заявил на вышеуказанном совещании Вавилин. - 70% маршрутов работают нестабильно, 30 из 89 уходят с линии до семи вечера, 87 % маршрутов допускают рост интервала движения в 1,5 раза. Число жалоб от жителей растёт, но при существующей модели органы власти не имеют серьёзных рычагов влияния на работу перевозчиков».

Главное - наказать

То, что пассажирские перевозки в городе организованы не ахти как, подтверждают в результаты ежедневного рейтинга, который с начала февраля на своём сайте публикует мэрия, помещая в «зелёную» зону маршруты, выполнившие более 95% количества запланированных рейсов, в «жёлтую» - больше 80%, в «красную» - меньше 80%. Последних администрация обещала строго наказывать - вплоть до отзыва лицензий через суд. Если на то пошло, то наказывать придётся многих – за неделю наблюдений в «красной» зоне ежедневно отмечались до 12 перевозчиков из 19, работающих в городе.

Если чиновникам всё ясно – маршрутчики работают плохо и надо заставит работать их хорошо, то для людей, знающих проблему изнутри, всё далеко не так однозначно. По мнению председателя Правления общественной организации «Транспортный Экспертный Совет» Виктора Сидоренко, составление подобных рейтингов – не что иное, как попытка власти в преддверии задуманных ею реформ создать общественное мнение, что перевозчики плохие – не выполняют свои обязанности, не думают о пассажирах. При этом никто не берёт во внимание, что дороги почищены отвратительно, магистрали стали на полосу уже, движение уплотнилось, в условиях пандемии упал пассажиропоток, водители болеют, выручка падает. Многие регионы на это реагируют – сокращают количество рейсов и выпускаемого на линии подвижного состава. Весьма показателен и пример Германии. Там работу общественного транспорта контролирует специальный центр, куда через систему видеокамер стекается информации о ситуациях на проблемных участках дорог. Если что-то произошло, то сотрудники центра могут вызвать оперативные службы, связаться с переводчиком, чтобы он привлёк дополнительные машины, словом, как-то исправить ситуацию. У нас же всё нацелено на то, чтобы наказать. 

Не с того начали

При этом эксперт признаёт - реформировать систему нужно, но реформировать комплексно. И начинать надо с развития транспортной инфраструктуры.

«В Ульяновске исторически сложилась остро радиальная система дорог: пр. Нариманова – ул. Гагарина; ул. Кирова – ул. Локомотивная; ул. Минаева – Московское шоссе. По мере движения из спальных районов в центр города улично-дорожная сеть плохо сопряжена по пропускной способности с нелогичными переходами, частыми светофорами, пересечением между собой и трамвайными путями».

На необходимость строительства дублёров вышеупомянутых магистралей неоднократно обращали внимание иногородние специалисты. А пока всё будет, как есть, в часы-пик город обречён на заторы, и не важно, по какому тарифу работают маршрутки. Апробировать организационные, административные и финансовые механизмы транспортной системы Сидоренко рекомендует в Заволжье с его промышленными зонами, высокими темпами жилищного строительства и запущенной в строй развязкой Президентского моста.

Переход на автобусы средней и большой вместимости, также предусмотренные реформой, специалист не поддерживает – хотя бы потому, что не во всякий микрорайон такая махина проедет, а заставлять людей топать километр до ближайшей широкой дороги – верх неуважения к горожанам. Действующую систему общественного транспорта тоже лучше не трогать: «Сложившиеся маршруты десятки лет подтверждали свою выживаемость в жесточайших рыночных условиях. Где нет пассажиров с их рублем – нет и маршрутов».

Что касается собственно перехода брутто-контракты, то они по сути ничего не изменят – просто произойдёт передел рынка.

О рисках, которые несёт реформа, Виктор Сидоренко предупредил губернатора, направив главе региона соответствующее письмо. Будет ли оно иметь эффект – посмотрим.

Интересно, что чиновники, обвиняющие во всех смертных грехах перевозчиков, сами далеко не ангелы. 15 февраля при получении взятки был задержан заместитель начальника городского управления дорожного хозяйства и транспорта Геннадий Шакиров. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах