Примерное время чтения: 5 минут
190

Юристы убеждены, что сложнее всего защищать жертв медиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ - Ульяновск 51 16/12/2015
У врача и пациента должно быть взаимное доверие. Это уже половина успеха лечения.
У врача и пациента должно быть взаимное доверие. Это уже половина успеха лечения. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

С какими проблемами сталкивается пациент и куда в зависимости от обстоятельств надо обращаться, рассказала специалист ульяновского Центра защиты прав пациентов Татьяна Фомина.

Проблемы с лекарствами?

Если врач отказывается выписывать рецепт на льготные лекарства. Как правило, это происходит ближе к концу года, когда поликлиника исчерпывает запланированный объём. Что делать? Можно обратиться сначала в региональный Минздрав с жалобой, потом в суд. Но здесь есть нюансы. Наша организация подавала по таким проблемам «потребительские» иски, которые не предполагают взимания госпошлины. Суды их сначала принимают, а потом меняют порядок рассмотрения иска на общий. Принципиальная разница в том, что по «потребительскому» иску нужно взыскивать компенсацию морального вреда и штраф, а по обычному эти вопросы даже не рассматриваются. Кроме того, если предъявлять иск в общем порядке, то нужно платить госпошлину.

Ваше дело – жаловаться

Если вред здоровью не причинён, но права пациента нарушены (врач не тот, сложно записаться к узкому специалисту, многочасовая очередь перед кабинетом), лучше звонить на горячую линию регионального Минздрава или Территориального фонда медицинского страхования (ТФОМС), в Росздравнадзор. Можно обратиться с письменной жалобой в эти ведомства. Есть старый и проверенный принцип: чем больше жалоб, тем лучше. В суд по таким делам ходить нет смысла.

Другой вариант: оказание медицинской помощи нанесло вред здоровью. Нужно сразу – по ходу лечения – жаловаться главврачу, в Минздрав, в страховую компанию, в ТФОМС. Для взыскания компенсации нанесённого морального вреда или затрат на лекарства (чеки сохраняем), сначала обращаемся с претензией в медучреждение, а затем – в суд, но с риском, что назначенную судом экспертизу оплатить придётся вам.

Если человек недоволен решением медико-социальной экспертизы (например, получил отказ в признании инвалидом), нужно обязательно обжаловать это решение в вышестоящей МСЭК, вплоть до Москвы. И только после этого обращаться в суд. Но учтите, что возможности истца в этом случае очень ограничены, так как он не эксперт, а альтернативную экспертизу провести сложно. Судебная экспертиза в случае проигрыша будет оплачена самим истцом.

Экспертиза не поможет?

Если вы решили судиться с медучреждением, то надо иметь в виду, что, скорее всего, будет назначена судебно-медицинская экспертиза, причём оплатит её сторона, проигравшая процесс. По закону, судмедэкспертиза должна быть независимой, объективной, всесторонней и полной. Что на деле? В Ульяновске её проводит только Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы. На первой странице любого заключения, которое оно подготовило, сверху написано: «Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области…». Если бюро находится в прямом подчинении министерству, как и больница, к которой предъявляется иск, то как можно говорить о независимости эксперта? Разве можно считать министерство не заинтересованным в исходе дела, если любое взыскание влияет на бюджет подведомственного ему учреждения? И даже если нет прямого административного давления, сама система построена так, что независимости не существует.

Что делать?

Конечно, нужна частная экспертиза. Если уж существует принцип: кто платит, тот и заказывает музыку, – то против экспертизы должна быть другая экспертиза.

Кроме того, необходимо страхование гражданско-правовой ответственности медучреждений. Тогда компенсации будут идти не из бюджета больницы (то есть в ущерб её деятельности), а из страховой компании. Это снизит административное давление на экспертизу. Пока всего этого нет, нужно очень серьёзно взвешивать свои возможности, прежде всего финансовые, прежде чем идти в суд.

А если нет денег на независимую экспертизу (а ведь суд может и не отдать ей приоритет!), то в суд лучше вообще не ходить.

Куда обращаться за помощью

Министерство здравоохранения Ульяновской области. Адрес: ул. Кузнецова, 18а. Тел. горячей линии: 8-800-200-73-07. Факс: 41-05-01, 41-37-88. Часы работы: понедельник-пятница - с 8-00 до 17-00 (обед с 13-00 до 14-00); суббота-воскресенье – выходной.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области. Адрес: ул. Марата, 33. Телефоны приёмной: 67-70-27, 67-72-73, телефон горячей линии: 8-800-100-73-09. Приём граждан: 1-й и 3-й понедельник c 15-00 до 17-00.

Территориальный орган Росздравнадзора по Ульяновской области. Горячая линия и запись на личный прием - по телефону (8422) 27-89-56. Личный приём граждан – по адресу: ул. 12 Сентября, 112а, каб. 111 в последнюю среду каждого месяца с 15:00 до 17:00.

Обращайтесь также в вашу страховую компанию. Номер телефона указан на полисе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах