26 ноября исполняется 50 лет с тех пор, как было принято судьбоносное для региона постановление Совмина РСФСР о развитии Ульяновска к ленинскому столетию.
Всю восьмую пятилетку (1966-1970 годы) на город лились денежные дожди, а перед нашими чиновниками в кремлёвских коридорах распахивались все двери.
Советский подход
Если в 1959 году в экономику города было ассигновано 29,7 млн рублей, то в 1966-м – уже в два с лишним раза больше. А с 1966 по 1970 год на промышленное, жилищно-гражданское и коммунальное строительство города было израсходовано 570 млн рублей.
Стройка к столетию Ленина сейчас, как правило, ассоциируется с возведением объектов мемориальной зоны – самого Мемцентра, здания педуниверситета, гостиницы «Венец», первой школы, Дворца профсоюзов (ныне – «Губернаторский»), ну и еще Детской библиотеки и Дворца пионеров на улице Минаева.
В то время профессия строителя была самой популярной в Ульяновске. На стройках города работало 19 тысяч человек.
Рыночный подъём
В 1984 году Совмин СССР принял еще одно постановление о развитии Ульяновска – на этот раз к 125-летию Ленина. Оно предусматривало очередной рывок в жилищном строительстве, реконструкцию большинства действующих промышленных предприятий и, наконец, - строительство крупнейшего моста в стране. В конце восьмидесятых годов в Ульяновске ежегодно сдавали в эксплуатацию по 400-500 тыс. кв. метров жилья (в правобережье вырос микрорайон «Свияга»).
Тему благоустройства берегов поднимают с начала двухтысячных, но вот поднять на должный уровень никак не могут. Даже посредством партийных проектов. Удачных решений мало. Все инициативы, обещания, планы, как правило, уходят в песок. Зато поднимаются заборы частных владений вдоль прибрежной полосы, которая по закону - общедоступная. Так какие у нас точки роста?
Для справки
Население Ульяновска:
1945 год – 150 тыс. человек
1970 год – 366 тыс.
1989 – 625 тыс.
1996 – 679 тыс.
2016 – 621 тыс.
Мнение эксперта
Нужно объединяться
Алексей Слюсаренко, предприниматель:
- Проблема в том, что бизнес у нас очень разрозненный. Но если власть создаст концепцию развития прибрежной зоны и под нее наберется пул предпринимателей, которым это интересно и которые будут брать участки для развития, выиграют все – и город, и бизнес, и население.
В 2006 году на участке между городским пляжем и речным портом компания «Провиант» реализовывала проект «Остров сокровищ». Мы окрыли кафе, благоустроили пляж, организовали прокат квадроциклов. Были большие планы по развитию – хотели построить собственную электрическую подстанцию (проект был готов и согласован), свой водопровод, строили дороги. Но по настоянию речного порта (были судебные разбирательства) город досрочно расторг с нами договор аренды участка. То есть проект стал жертвой столкновения интересов двух коммерческих организаций.
Мнение власти
ГЧП – в дело
Василий Гвоздев, депутат ЗС области:
– Для благоустройства берегов необходимо государственно-частное партнерство (ГЧП). Удачный пример – берег Свияги от улицы Минаева до улицы Урицкого. Постепенно силами города (пешеходный мост) и бизнеса (набережная у «Аквамолла») год за годом большая территория у реки преображается. И совсем другой вариант – большой участок у Свияги в районе улицы Шолмова, где уже стоит храм, строительный рынок, спортивный комплекс. Но сам берег в плачевном состоянии. У города должно быть видение комплексного развития береговой зоны. Бизнес, который строит неподалёку от реки, должен понимать, что берет на себя обязательства благоустроить определенный участок прибрежной территории. Город должен способствовать этому в рамках своих компетенций. Например, предусмотреть освещение территории, сделать дорожки, ещё что-то. Пока же предприниматели заняты только своими проектами, их не интересует развитие набережной. Главная проблема в том, что нет комплексного подхода к задаче.
Другие задачи
Государство должно вернуться в сферу градостроительства, но с совершенно другими инструментами.
- В СССР управление градостроительной деятельностью осуществлялось централизованно жесткими административными мерами. Создание качественной городской среды для повседневной жизни было вторичной задачей. На первом месте стояли идеологические проекты или проекты промышленных предприятий с сопутствующими жилыми микрорайонами. В строительстве жилья главной задачей была количественная. Строительство набережной ни в одну из категорий не попадало, поэтому и не было реализовано. После распада СССР система административного управления градостроительными проектами была разрушена, но рынок сам по себе ничего не создал.
Сейчас при острой нехватке всевозможных ресурсов необходимо овладеть совершенно другими механизмами управления, на концептуальном уровне профессионально сформулировать задачи (с помощью привлеченных экспертов). Нужна корректировка градостроительных документов, согласованных с разработанной концепцией, координация и концентрация уже работающих программ (например, по благоустройству и др.) на каком-то небольшом участке или проекте. Необходима координация коммерческих проектов с этими программами. И обязательно нужно выслушать мнение жителей в форме различных социологических опросов и слушаний.
Олег Владимиров, архитектор