Примерное время чтения: 8 минут
147

Любил ли париться Пётр Первый? Что не так с рекламой на улицах Ульяновска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ - Ульяновск 10 10/03/2021
Валерий Моряков / АиФ

Сколько было сломано копий, какой город нам нужен, какие здания и какой архитектуры нам сохранять, что-то горожане и архитекторы отстояли, а что-то не сумели. И только наружная реклама, вывески, всякие таблички и указатели не перестают давать повод для усмешки и критики.

Идите вы в баню

Ещё недавно, проезжая по Императорскому мосту, пассажиры маршруток и автомобилисты могли увидеть рекламные растяжки, высоко прикреплённые на опорах этого грандиозного сооружения. И чтобы прочитать, что они рекламируют, водителям нужно было сбавить до предела скорость или остановиться. Что на мосту запрещено.

И вспомнился мне в связи этим один из сюжетов популярного в советское время сатирического киножурнала «Фитиль», который показывали зрителям перед началом фильмов в кинотеатрах страны. На большом экране в этом сюжете появлялась широкая автомобильная трасса с установленными вдоль неё деревянными рекламными щитами. Водители «Жигулей» и «Запорожцев» (чаще «Запорожцев») останавливали машины, вприпрыжку бежали к рекламному щиту, читали на нём написанное и также быстро возвращались к своим автомобилям. Зрителей, конечно, этот сюжет веселил.

А вот веселила ли школьников и их родителей, да и просто прохожих реклама, которая продолжительное время висела на рекламном щите возле гимназии № 1 имени В.И. Ленина на улице Спасской, трудно сказать. Скорее всего, вызывала недоумение. На плакате в шапочке для парилки был изображён царь Пётр Первый в молодом возрасте. С короткими усиками, по ним и был узнаваем. Великий государь и реформатор призывал ульяновцев культурно отдохнуть и попариться в баньке одной из частных фирм города, оказывающей данные услуги вот уже пятнадцать лет.

Лично я не знаю, любил ли париться Пётр Первый (видимо, об этом хорошо было известно изготовителям такого рекламного плаката), но точно знаю, что разрешение на рекламирование банных услуг в своем лице он не давал. Давно уж на небесах.

Счас спою…

И уж совсем «убийственная» реклама прошедшим летом была размещена на одном из рекламных щитов в северной части города на шоссе Нариманова, недалеко от дачных участков. Проезжающих и проходивших мимо людей этот рекламный щит встречал изображением огромного открытого рта на неизвестно чьём лице с крупной надписью «Запой». Как говорят, без бутылки понять суть этой рекламы было невозможно. Правда, провисело это «рекламное чудо» недолго. То ли его создатели протрезвели, то ли кто-то из представителей местной власти, увидев такую рекламу, схватился за голову и приказал убрать её подальше от людских глаз.

Сегодня наружную рекламу можно увидеть во всех уголках города. И не всегда её содержание выглядит прилично с точки зрения культурной столицы, каковой, с ведома чиновников, является наш город. Рекламируют свою деятельность организации и фирмы каждый на свой лад и вкус. И пора бы городским органам власти навести в этом деле порядок. А то ведь над подобными «рекламными шедеврами» смеются не только местные жители, но туристы и гости нашего города. И от этого становиться совсем уж несмешно.

Совсем скоро на улицах города появится и политическая реклама: в этом году пройдут выборы в Госдуму и губернатора. Какой такой «скумбрией» будут потчевать нас претенденты на победу, стоит только гадать. Но очень хочется сохранить интеллигентный по возможности и культурный по статусу облик наших улиц и проспектов.

Валерий МОРЯКОВ

Мнение эксперта

Закон красоту не защищает

Кирилл Артамонов, ведущий архитектор ООО «Простор», участник программы «Архитекторы.рф»:

Хочу сказать о «наружке» на домах, особенно высотных. Любое здание само по себе уже является целостной визуальной единицей (хорошей или плохой, это вопрос вторичный). И любое вмешательство в эту единицу превращает её в некий коллаж, состоящий из заплаток, что нарушает задуманную целостность и визуально уничтожает объект и задумку автора, следовательно, нарушает красоту города.

Нужно ценить и уважать работу и труд наших предшественников, особенно в исторической части города, которая хорошо сохранилась! Кому понравилось бы, если бы «Весну» Аркадия Пластова разрисовали чёрным маркером или если бы к лицу на вашей любимой фотографии пририсовали усы? Пусть даже красиво и профессионально. Фото будет испорчено.

К сожалению, на данный момент нет документа, реально регулирующего возможность и степень вмешательства в архитектуру зданий. А значит, вся ответственность за визуальную составляющую перекладывается на плечи предпринимателей, которые, в свою очередь, ставят задачи перед архитекторами и дизайнерами. Те, в свою очередь, вынуждены этим заданиям следовать, даже если понимают, что результат ужасен, поскольку нет никакого норматива, позволяющего доказать заказчику, что его требование ведёт к ухудшению визуального облика города.

Остается надеяться лишь на добросовестность, насмотренность, развитый вкус заказчика, уважение его к наследию города, оставленному предшественниками. Случаются и положительные примеры. Но такой подход системно неверен!

Комментарий власти

Немое кино и оркестр

Увидела интересную афишу на здании кинотеатра «Люмьер». Можете рассказать об этом событии?

Н. Игнатьева, Ленинский р-н

 

«В 2021 году мировая общественность отмечает юбилей российского звукового кино. В ознаменование памятной даты «УльяновскКинофонд» и Ульяновский колледж культуры и искусства проводят серию концертов «Немое кино и оркестр», − рассказывает министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.

Первой в череде показов стала сокращённая версия картины «Октябрь» Сергея Эйзенштейна 26 февраля. Зрители увидели финальную, наиболее насыщенную действием часть. Видеоряд сопровождался живым исполнением фрагментов музыкальных произведений композиторов Василия Калинникова, Михаила Глинки, революционных песен в переложении для баяна и аккордеона.

Следующий показ будет в День космонавтики».

Нелепость, возведённая в абсурд?

Сергей Юрьев, писатель-фантаст:

Не будет преувеличением сказать, что реклама – не только двигатель торговли, но и бич современного общества, один из главных раздражителей. Даже телевизор за неё как бы извиняется: «Реклама продлится недолго».

Как правило, рекламу – как телевизионную, так и наружную – объединяют два свойства: глупость и навязчивость. Увы, люди, которые её производят, в массе своей не блещут интеллектом, не страдают грамотностью. В итоге получается, что реклама, которая лезет нам на глаза и в уши, – не что иное, как пример идиотизма, и рассчитана она на людей недалёких. А это уже диагноз – причём не отдельным личностям, а значительной части общества. Ну телевизор можно не смотреть, на наружную рекламу не обращать внимания, а вот звуковая реклама на улицах настигает всякого, а потому наиболее отвратительна! Например, одна из аптек на улице Промышленной неустанно призывает граждан приобретать лекарства по сниженным ценам. Хотя нет ничего более безнравственного, как реклама лекарственных препаратов. Тем более таким способом. Ну не конфетками же торгуют.

Так что да – бывает реклама более дурацкая и менее дурацкая, расположенная и грамотно, и нелепо. Не в этом дело. Проблема в том, что даже в столь нелепом виде она имеет хоть какой-то эффект. Это говорит о том, что основная масса людей не склонна к тому, чтобы подвергать навязываемую им информацию хоть какому-то критическому анализу. И тут обидно даже не за державу. Тут за всё человечество обидно, поскольку всё сказанное действует отнюдь не только в пределах одной страны. Три года назад Институт социологии РАН провёл исследование, и выяснилось, что только 17% россиян способны воспринимать информацию. Стоит ли после этого удивляться, что граждане порой так истово верят пропаганде – как официальной, так и оппозиционной, как бы абсурдна она ни была. То же самое относится и к коммерческой рекламе.

Как сказал ещё во II веке Квинт Септимий Флоренс: «Верую! Ибо абсурдно!». Ничто с тех пор не изменилось…

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах