Ульяновец Някип Зульхарняев через «АиФ» поднял проблему, о которой все знают, но которую, как правило, не выносят в поле открытого обсуждения. Выясняем, что делать пациентам стационаров, если нарушают их право на бесплатную медицинскую помощь.
Накипело
– В пульмонологическом отделении Центральной городской клинической больницы (ЦГКБ) я лечился в феврале и марте, и оба раза сам покупал лекарства, – сообщает читатель «АиФ» Някип Зульхарняев. – Один раз меня не предупредили, что закончился мой физраствор и из-за этого не поставили систему… Чтобы купить препарат, пошёл снимать деньги в банкомате, который прямо в здании больницы, но что-то сделал не так, и карточка застряла. Пришлось просить родственника, и он меня прямо во всём больничном возил в банк. Хорошо, что там сразу помогли…».
Словом, накипело: пациент Зульхарняев пожаловался уполномоченному по правам человека Ульяновской области Людмиле Крутилиной и на необходимость покупать лекарства на свои деньги, и на невнимательность медперсонала к пациентам.
16 марта Людмила Крутилина приехала с визитом в ЦГКБ, говорила с пациентами и с врачами. Редакция «АиФ» обратилась к омбудсмену с просьбой прокомментировать ситуацию.
– В целом, пациенты положительно отзываются о коммунально-бытовых условиях в лечебном учреждении: отделения отремонтированы, есть санитарные комнаты, горячая вода, мягкий инвентарь и постельные принадлежности находятся в хорошем состоянии, – ответила Людмила Крутилина. – Много добрых слов и благодарностей было высказано в адрес врачей и медицинского персонала лечебного учреждения. Вместе с тем, факт отсутствия в учреждении физраствора и отдельных видов лекарственных препаратов, которые пациент вынужден был приобретать самостоятельно, подтвердился.
Пишите заявления
В своём ответе редакции омбудсмен подчёркивает, что по закону, пациенты стационаров имеют полное право на бесплатное оказание помощи, в том числе на необходимые для лечения препараты (ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации).
За обеспечение этих гарантий несут ответственность органы государственной власти и местного самоуправления, а также должностные лица в пределах своих полномочий. Но пациенты, попавшие в аналогичную ситуацию, должны знать, что у них есть возможность вернуть деньги, потраченные на медицинские препараты во время лечения в стационаре. Их три.
Первый: можно обратиться с претензией к руководству лечебной организации на получение компенсации.
Второй: через страховую компанию, выдавшую гражданину полис медицинского страхования, либо Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области.
И наконец – в порядке, определённом ст. 219 Налогового кодекса РФ в качестве социального налогового вычета. Для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства.
Во всех случаях вместе с заявлением необходимо представить платёжные документы (товарные чеки, бланки на оплату), рецепты, копии страниц в медицинской книжке, справку медицинского учреждения в установленной форме о прохождении лечения и назначении лекарственных препаратов.
К сожалению, этой полезной для пациентов стационаров информации нет в открытом доступе. Например, на стендах в медучреждениях. И ни разу редакции не приходилось слышать, чтобы медики заранее, до возникновения конфликтных ситуаций, объясняли своим пациентам, что есть способы получить компенсацию затрат на лекарства, которые, по закону, должны быть бесплатными. Хотя звонков и писем в редакцию с такими же жалобами было немало.
Есть тут ещё один вопрос: насколько просто получить эту компенсацию не на словах, а на деле? Если у вас есть такой опыт, пишите, звоните, будем делиться с другими. Опыт борьбы за свои права, положительный или отрицательный, всегда в цене.
В чём причина?
Отвечаетет главврач ЦГКБ Илья Мидленко :
– Някип Исмаилович Зульхарняев периодически проходит обследование и получает лечение по поводу хронических заболеваний в нашей больнице. Изредка возникают перебои со своевременной поставкой лекарств из-за некоторых особенностей системы государственных закупок. Бывают случаи, когда тендер на поставку лекарственных препаратов выигрывает иногородняя компания, и доставка может задержаться на 2-3 дня. Если подобная ситуация возникает, пациент может обратиться к руководству больницы, написать заявление на возврат денежных средств, после чего потраченные деньги будут компенсированы.
Путь до ворот
Някип Исмаилович рассказал редакции эпизод, который не попал в поле зрения Людмилы Крутилиной.
– В феврале, когда меня выписали из больницы, брату, приехавшему за мной на машине, охранник запретил проезжать на территорию больницы. Был ветер, мороз, а я плохо себя чувствовал, поэтому идти до ворот было трудно. Недалеко от православного храма упал и встать не мог. Так испугался, что хоть и мусульманин, взмолился христианскому Богу, чтобы сберег. Из храма вышла женщина, подняла меня и помогла дойти. Что же это за порядки?
Ответ на этот вопрос главврача медучреждения Ильи Мидленко может быть полезен другим пациентам:
– Проезд на территорию ЦГКБ разрешен служебному автотранспорту, автомобилям оперативных служб, а также автомобилям, перевозящим тяжелобольных пациентов. Для посетителей, желающих забрать пациента на личном автотранспорте, существует система разовых пропусков на территорию больницы с регитрацией их в специализированном журнале учёта. Ограничение проезда на территорию медучреждений обусловлено Постановлением правительства РФ от 13 января 2017 года №8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ».