Ульяновск, 13 июня – АиФ в Ульяновске.
По букве закона…
Яркая вывеска «Ромашка» с исправлением второй буквы на «Ю» венчает здание на улице в центре города. Одна из читательниц «АиФ в Ульяновске» зашла в это заведение, не рассмотрев справа от главной вывески другую: «Холодное пиво, вино, водка на разлив». Следом за ней в «Рюмашку» просочилась стайка малышни, но увидев интерьер помещения, быстро испарилась.
- Через дорогу в двух шагах – школа и детский сад. А тут торгуют не только пивом, но и водкой, причем с 9.00 до 22.00 без выходных. Как же быть с запретом на торговлю алкоголем? – спрашивает женщина, позвонившая в редакцию.
По сути, она права: раз в городе идет антиалкогольная кампания, раз закон ограничивает продажу спиртного и территориально, и по времени, то заведение под игривой вывеской, где водку наливают 13 часов в сутки, неуместно, особенно вблизи детских образовательных учреждений. Но по букве закона – все чисто. Расстояние от «Рюмашки» до территории школы, скорее всего, формально соблюдено (через 100 метров – нельзя, через 101 – уже можно). Кроме того, закусочная – не магазин и не киоск, а предприятие общепита. Значит, разливать спиртное там можно хоть круглосуточно, лишь бы не на вынос.
По духу закона?
С 1 января в России ужесточились правила продажи напитков под градусом. Если конкретно, то пиво признали алкоголем и запретили его продавать в «нестационарных объектах торговли». Только в Ульяновске с начала года очистили от пива около трехсот киосков. Теперь усилия власти нацелены на борьбу с предпринимателями, которые считают свои киоски стационарными объектами (есть фундамент, подключены к сетям), и значит свое право на торговлю пивом законным. Стороны по этому поводу регулярно встречаются в судах, причем с десяток исков предприниматели у власти уже выиграли.
Поможет ли эта бурная деятельность сбережению нации и воспитанию трезвого поколения (это главная цель ужесточения закона), если город покрыт сетью супермаркетов, торгующих пивом круглосуточно - вопрос риторический. Закон принят, он на руку крупному бизнесу, и это факт. Малому - власть предложила перепрофилироваться: торговать, к примеру, цветами, соками, сувенирами...
- Правила игры для малого бизнеса в России меняются так быстро, что выжить очень сложно, - говорит уполномоченный по правам предпринимателей Ульяновской области Анатолий Сага. -
Чтобы предпринимателю перестроиться, нужно время, деньги. У того, кто вчера торговал пивом в киоске, точно не хватит средств, чтобы завтра арендовать помещения в цокольных этажах новостроек и начать новое дело, как предлагает власть. Вода всегда найдет дырочку, так и люди находят пути, чтобы обойти закон: сейчас в Димитровграде многие предприниматели переводят свои временные сооружения в статус общепита и торгуют алкоголем беспрепятственно.
Привет из СССР
Закусочная «Рюмашка» - это помещение в капитальном строении: витрина, за которой тарелка с бочковыми огурцами и два-три вида мясных закусок. Небольшой зал с пятью столами без скатертей и в субботний день, и вечером в будни забит до отказа. В этом смысле современные кафе с идеей, концепцией и улыбающимися официантками могут только позавидовать «Рюмашке». Народ к ней тянется. Есть в ее незатейливом, но крепком сервисе что-то от старого доброго «совка». Так что Музею СССР, за который так ратует власть, в Ульяновске быть. А уж если малый бизнес, прижатый антиалкогольным российским законодательством, в поисках надежного куска хлеба кинется открывать рюмочные, закусочные, распивочные, то нам уж точно будет что показать.