Примерное время чтения: 8 минут
343

В Ульяновске в кафешках легко купить водку «на вынос»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ - Ульяновск 10/04/2013
Фото Петра Ковалева

Ульяновск, 9 апреля – АиФ в Ульяновске. Вот и очередная акция ульяновских властей: проведение с 12 марта по 12 апреля в области месячника по борьбе с пьянством среди несовершеннолетних, тому прямое свидетельство.

Вспоминаются слова главного нарколога Ульяновской области Бориса Пескова пятилетней давности, когда вступило в силу антиалкогольное распоряжение областного правительства № 777: «Когда человек только начинает пить, у него есть рвотный рефлекс, защищающий организм. И чем больше мы пьем - тем быстрее он исчезает, наступает эйфория, заканчивающаяся скорой гибелью. Так вот, выражаясь образно, надо просто уметь вызывать рвоту, чтобы видеть, как это плохо, и вовремя остановиться».

В этой связи думается, что по части вызывания «рвотного рефлекса» область с тех пор продвинулась не особо. Разумеется, ряд запретительных мер, как-то временное ограничение продажи спиртного в магазинах и закрытие пивных киосков, дают определенные результаты. Однако торговля нелегальным алкоголем практически нивелирует положительные подвижки. Да и официальная статистика не вселяет особой радости! По данным «Ульяновскстата» в прошлом году ульяновцы потратили больше 10 миллиардов на покупку алкоголя и пива. А поделив количество проданного в 2012 году алкоголя (891,9 тысяч декалитров) на число жителей области (1 274 487 человек), мы получаем цифру «6,99 литра» на человека. Это значит, что среднедушевое потребление алкоголя в год (включая младенцев и язвенников) приближается к 8 литрам, что, по стандартам ВОЗ, квалифицируется как показатель «начала деградации нации». Причем это данные лишь о розничной торговле, количество нелегально приобретенного и «недоучтенного» алкоголя – как минимум не меньшее.

Бьем тревогу не только мы: по последним данным Роспотребнадзора, количество алкоголиков в России уже превысило отметку в 5 миллионов человек! Кроме того, алкоголизм «молодеет»: 13-летний выпивоха – вполне привычное явление! Разговоры о «слабом алкоголе» - не аргумент. Ибо как раз с пива и различных джин-тоников все и начинается. Еще печальнее выглядит тот факт, что именно пьянство становится прямой либо косвенной причиной смерти для шестой части женского населения и трети всех мужчин. Смерть от болезней, вызванных алкоголем, убийства по пьяной лавочке, гибель на дорогах...

 

 

Существует также понятие «деградации личности». Когда в человеке стираются совесть, чувство ответственности. Несколько лет назад в селе Заречное Барышского района заживо сгорели трое малышей, запертые дома родителями, которые коротали время за возлияниями на соседней улице. Явившись на место трагедии крепко пьяными, они даже не сразу разглядели, как пожарные выносят тела их погибших детей. Схожий по степени ужаса случай произошел в селе Тушна Сенгилеевского района. Молодая алкоголичка ушла пьянствовать к друзьям, забыв о девятимесячном сыне. Тревогу забили соседи, узрев, что в дом пьянчуги повадились бегать собаки. Вскрыв дверь, милиция обнаружила мертвое объеденное тело ребенка. В обоих случаях косвенные виновники гибели детей были приговорены к исправительным работам. И только. Впрочем, жить с мыслью о причастности к смерти собственных детей, наверняка, пострашнее «метлы». Если, конечно, такие мысли их посещают...

Тезис последнего времени о необходимости развивать в народе «культуру пития» практически не подкреплен реалиями. «Красиво пить» в ресторане или кафе – это, как ни крути, то же пьянство. Тем более что в ульяновских кафешках водку легко купить и «на вынос». Недавно в одном из таких заведений посетителя попросили… отпить немного и выйти с уже откупоренной бутылкой. Вот вам и «решение проблемы»! Все вышесказанное – лишний повод для власти искать альтернативные пути. Поскольку потребления россиянами алкоголя – вопрос национальной безопасности. А бутылку водки, учитывая масштаб человеческих жертв, вполне можно приравнять к ядерной боеголовке.

Кстати: 12 миллиардов 467 миллионов 90 тысяч рублей - в прошлом году жители региона потратили на алкоголь и пиво.

 Мнение эксперта

Борис Песков, главный врач Ульяновской областной клинической наркологической больницы.

Принимаемые в этой части законы, федеральные и региональные, бесспорно, нужны. Но одной запретительной политики тут мало, нужен целый комплекс мер. Да, статистика последних трех лет весьма позитивна, поскольку мы наблюдаем по некоторым пунктам положительную динамику. Например, в прошлом году лишь двоим несовершеннолетним был поставлен диагноз «алкоголизм». В недалеком прошлом ситуация была куда более удручающей. Тем не менее это и сейчас – национальная угроза.

Лично я выступаю за увеличение возрастного порога в плане приобретения спиртного до 21 года. Опыт стран, где подобное уже ввели, показывает эффективность этой меры. И еще. Юное поколение чаще всего начинает пить «в подражание». И вот здесь очень важна роль семьи, атмосфера в доме. Взрослым стоило бы задуматься о том, какой пример зачастую подают они своим детям. К слову, как раз молодые люди и сместили вектор в сторону так называемых «легких напитков» - пива, энерготоников. По количеству обращений к нам, не скажешь, что они «легкие». И видимо, стоить ввести ограничения на них не только в ларьках, но и в магазинах.

Мнение власти

 Василий Гвоздев, статс-секретарь - заместитель Министра труда и социального развития Ульяновской области.

Проблема крайне серьезная! Я это могу констатировать хотя бы исходя из количества жалоб, поступающих к нам. Люди просят помочь навести порядок во дворах, которые пьяные компании превращают в притоны на открытом воздухе, не давая проходу ни старикам, ни детям. Особенно это актуально летом, которое не за горами. В этом плане особенно отличаются Ульяновск и Димитровград.

Кроме того, мы ведем работу по закрытию распивочных заведений вблизи промышленных предприятий. Одно из таких – кафе у проходной автозавода. Жены работников буквально забрасывали нас просьбами о его закрытии, и у нас это получилось. Еще проблема. Вместо ликвидируемых пивных ларьков появляются рюмочные, которые по нормам открывать можно. Необходимо законодательно вводить на них запрет. Также нужно ужесточать административные меры за распитие спиртного в общественных местах, для начала хотя бы увеличив суммы щтрафов. А в супермаркетах винные отделы обязать «прятать» вглубь торгового зала и огораживать их, а не выставлять алкоголь напоказ возле кассы.

Мнение деятеля культуры

 Николай Марянин, поэт, автор слов гимнов Ульяновска и Ульяновской области.

Читать стандартную мораль на тему пьянства, по-моему, пустое занятие. Алкашей такая проповедь не проймёт, а молодёжь и «умеренно употребляющие» на свой счёт это не воспримут, так как сами они к пьяницам себя не причисляют. Об алкогольной деградации нации я высказывался в своих стихах – о том, что может ждать Россию к концу 21-го столетия, если народ не бросит с таким ожесточением пить: «…Холод страшной разгадки живёт в эпитафии мёртвого царства: «Здесь покоится русский народ, в адских муках погибший от пьянства».

Жить – вообще занятие не из легких. А особенно в условиях «переходных периодов», которые в России приняли перманентный характер. И все же глубоко заблуждаются ищущие утешения в вине. И уж точно никакой истины там нет. Я это всегда знал, потому что у меня, как и у всех, есть глаза, в поле зрения которых попадали судьбы людей, причем людей очень талантливых, но крепко повязанных алкоголем. Вот поэтому мне и не нужно подтверждение сего экспериментальным путем.

«Надо просто умно жить», - говорил герой Шукшина. Подписываюсь под каждым словом.

Справка АиФ

В начале XX столетия Россию захлестнула невиданной силы волна алкоголизма. На водку приходились три четверти отравлений. Алкоголь пробовали и употребляли 96 % мальчиков и 95 % девочек 12 – 14 лет. Начавшаяся тогда же антиалкогольная кампания считается наиболее плодотворной из всех. Осознав масштаб угрозы, государство не жалело средств – и деньги, благодаря общественной поддержке, шли на дело, а не оседали в чиновных карманах.

Всероссийскую славу получил священник из села Карлинское Сенгилеевского уезда, отец Сергий Петровский. По его призыву, 7 декабря 1908 года 105 прихожан дали обет трезвости. За пять лет в сельском храме было принесено 7 тысяч обетов. Сюда шли и ехали чаявшие вырваться из пут “зелёного змия” даже из соседних губерний.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах