Вот уже несколько лет Правительство области наступает на алкогольную торговлю. Не наступает ли оно при этом на грабли, известное свойство которых было испытано неоднократно?
С 2008 года в регионе действует запрет на продажу алкоголя крепостью более 15 процентов начиная с восьми вечера до восьми утра.
С весны прошлого года была запрещена торговля крепким алкоголем также и по выходным дням – теперь уже независимо от времени суток.
Позже к выходным добавились также и все официальные праздники, включая майские и долгие декабрьско-январские «каникулы», которые в России давно уже превратились в долгую и беспробудную пьянку.
Таким образом, Ульяновская область приобрела славу самого «сухого» региона России.
Статья «Сухой закон» в Википедии, рассказывая об антиалкогольных инициативах в России, отдельной строкой упоминает Ульяновскую область и действующие на ее территории ограничения. Еще один регион, который удостоился такого же внимания – Чечня. В статье говорится, что ее президент Рамзан Кадыров предлагает запретить продажу водки на всей территории РФ.
Но у властей Ульяновской области наготове уже новые инициативы, которые они не устают вновь выносить на суд федеральных властей. На этот раз предложено запретить продажу спиртных напитков в продовольственных магазинах. Об этом сообщил недавно губернатор Сергей Морозов. Он считает, что розничной продажей алкоголя должны теперь заниматься только специализированные торговые точки. Такая практика, по его словам, широко распространена во многих странах мира.
Главный нарколог Ульяновской области Борис Песков сообщил, что отделить торговлю спиртным от продажи остальных продуктов имеет смысл, и не обязательно это должно быть тотальное удаление алкогольных отделов из супермаркетов:
- С психологической точки зрения есть набор приемов по выставлению товаров на прилавках и стеллажах, он хорошо известен маркетологам. То, что хотят продать быстрее всего, выставляют, к примеру, на уровне глаз. Вот с точки зрения этой науки нужно «подвинуть» спиртное в такую зону, чтобы оно никому не попалось на глаза случайно.
За границей в ряде цивилизованных стран Европы такой вид торговли спиртосодержащей продукцией давно установлен: либо в отдельных торговых точках, либо в самом супермаркете, но все равно как-то отдельно. Чтобы торговля продуктами не «смешивалась» с торговлей спиртным. Это рациональная инициатива, способствующая тому, чтобы не вызывать соблазна у человека, который пришел в магазин, скажем за молоком или за хлебом, купить мимоходом водку.
По словам Бориса Пескова, анализ результатов уже действующих в регионе антиалкогольных мер показывает, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается заметная положительная динамика. Значительно уменьшилось число алкогольных отравлений, а также количество ДТП по вине пьяных водителей и пешеходов.
Однако инициатива губернатора предусматривает все же не визуально-психологическое, а вполне себе территориальное разграничение, в чем можно усмотреть, например, не только заботу о здоровье населения, но и лоббирование интересов алкомаркетов. Многие эксперты понимают практическую невыполнимость данной инициативы на федеральном уровне, из-за чего предложение называют обыкновенной пиар-акцией.