Информация по анализу таможни - таможенная база данных, десктопная программа для анализа таможенной статистики.
Вступление России во Всемирную торговую организацию вызвало определенное беспокойство как у производителей товаров внутри страны, так и участников внешнеэкономической деятельности. Каких изменений и нововведений нам ждать в реальности? Что нового появилось и появится в работе таможенной службы? На эти и другие вопросы нам ответили начальник отдела таможенных платежей Ульяновской таможни Ирина Королева и начальник отдела таможенного оформления и контроля № 2 Засвияжского таможенного поста Сергей Каруков.
Ирина Королева: «Существенных перемен не произошло…»
- Ирина Северовна, насколько существенны изменения в таможенном законодательстве после вступления России в ВТО?
- Изменения, прежде всего, коснулись таможенного тарифа – некоторые ставки ввозных таможенных пошлин существенно снизились, но и ряд товаров, на которые таможенные платежи ранее не распространялись, теперь стали облагаться ввозной пошлиной. На определенные группы товаров отмечено довольно существенное снижение размеров ставок пошлин – с сорока до пяти процентов от таможенной стоимости. Но на товар, вызывающий наибольший интерес у граждан – автомобили – они снизились не столь существенно в среднем, с 35 процентов до 25…
- И как долго этот тариф будет действовать?
- Снижение ставок пошлин – требование ВТО, которая стремится к тому, чтобы ставки пошлин вообще не превышали пяти процентов, но пока они достигают и двадцати, и тридцати процентов. Но это связано с переходным периодом, и постепенно ставки будут снижаться. В какие сроки и до какого уровня – покажет будущее.
- А сейчас в связи со снижением пошлин не увеличился поток импортных товаров, например, тех же автомобилей?
- Пока рано говорить о значительном увеличении потока автомобилей через таможню. Он действительно возрос, но не намного и, скорее, это было связано с введением с 1 сентября утилизационного сбора. Сбор этот невелик – физическим лицам, ввозящим машины для личного пользования, реально придется заплатить от двух до пяти тысяч рублей - в зависимости от возраста автомобиля.
- А можно поподробнее остановиться на том, как исчисляется размер этого сбора?
- Все просто – есть базовая ставка, которая составляет 20 тысяч рублей на легковой автомобиль и 150 тысяч – на грузовой. Если машина ввозится для личного пользования, и возраст ее не превышает трех лет, то базовая ставка умножается на коэффициент 0,1, а если превышает – то на 0,15. В итоге и получается те самые две или три тысячи с одного легкового автомобиля. Впрочем, базовая ставка зависит от объема двигателя и некоторых других параметров. Так что утилизационный сбор начисляется для каждого авто индивидуально. Если, конечно, автомобиль ввозится для продажи, то применяются другие коэффициенты, и заплатить придется значительно большую сумму.
- А почему именно таможня должна принимать этот сбор?
- Это прописано в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 августа №870.
- Все ли должны платить утилизационный сбор?
- Исключения есть. От утилизационного сбора освобождаются автомобили, которые ввозятся для личного пользования физическими лицами, участвующими в программе добровольного переселения. Если автомобилю более тридцати лет, и он является раритетным коллекционным экземпляром, отреставрированным до оригинального состояния, то и он освобождается от этой выплаты.
- От момента ввоза машины до утилизации может пройти немало времени. Как доказывать потом, что заплатил сбор?
- А вот доказывать ничего не надо. Без оплаты утилизационного сбора владелец просто не получит паспорт транспортного средства. Есть ПТС – значит, и сбор оплачен.
- А как отразилось вступление в ВТО на размерах экспортных пошлин?
- Абсолютно никак. Вывозных пошлины ВТО не регулирует – это внутренне дело каждой страны, даже если она входит в эту организацию.
- Как в целом повлияют новые правила экономику Ульяновской области?
- Мы проводим анализ – как изменился общий объем таможенных платежей после вступления страны в ВТО и приходим к выводу, что существенных изменений не произойдет. У нас значительно больше экспортных деклараций, чем импортных. Наши экспортные товары сырьевыми не являются, так что пошлинами не облагаются. Что касается ввоза – то, в основном, к нам поступают технологические линии, производственное оборудование, то есть, те группы товаров, на которые заметного снижения ставок таможенных пошлин не произошло.
Сергей Каруков: «Главное - знать свои права и таможенные правила».
- Сергей Николаевич, многие люди впервые закупают товары за рубежом и ввозят их в Россию. Расскажите для них, какова вообще процедура прохождения товаров через таможню.
- Конечно, больше всего интересует людей порядок ввоза автомобилей. Порядок оформления таков: человек должен заблаговременно обратиться в таможню и внести сумму обеспечения – по фиксированной ставке, если не знает точной стоимости автомобиля, который хочет приобрести. Если цена заранее известна, и он может сообщить номер кузова, шасси, других деталей – предварительно вносятся сумма обеспечения таможенных платежей в полном объеме. Ему выдается документ, подтверждающий факт оплаты, сертификат обеспечения. Эти документы надо предъявить на границе для оформления процедуры таможенного транзита. А уже здесь, в Ульяновске, делается окончательный расчет платежей. Если суммы обеспечения недостаточно, то придется доплатить, если кто-то переплатил, то остаток суммы возвращается. После этого автовладелец получает ПТС на автомобиль.
- Какие ошибки чаще всего совершают, граждане, привозящие автомобили из-за рубежа?
- Стоит помнить, что в России действуют определенные технические регламенты на транспортные средства по уровню выбросов вредных веществ. Автомобиль должен, как минимум, соответствовать экологическому стандарту Евро-4. Бывает, что люди ввозят из стран СНГ машины, не дотягивающие до этого стандарта, а значит, не имеют шансов получить паспорт технического соответствия.
- А что еще из импортных товаров пользуется сейчас популярностью?
- Ввозят практически всё! Сейчас очень развита Интернет-торговля, и в любой стране можно купить понравившийся товар. Получают его обычно по почте, и таможенные операции осуществляются в пунктах международного таможенного обмена. Если стоимость товара не превышает одной тысячи евро, а вес – 31 килограмма, то такую посылку один раз в месяц любой гражданин может получить, не выплачивая таможенных пошлин и сборов. А вот в случае превышения этих параметров, придется заплатить 30 процентов от стоимости товара. Те же нормы действуют при доставке товара из-за рубежа любыми другими способами. А если человек сам приобрел товар за рубежом и лично перевозит его через границу, то беспошлинно он может ввезти до 50 килограмм груза стоимостью до полутора тысяч евро. Главное в том, чтобы люди знали свои права и таможенные правила, соблюдали их, и тогда ни у кого не будет никаких проблем.
На правах рекламы.