В Вырыпаевке, например, ремонт дорог не производился с 60-х годов прошлого столетия. Строго говоря, эти пространства между домами, заполненные грязью, дорогами назвать сложно. Наш водитель, увидев то, по чему нам предстояло ехать, наотрез отказался двигаться вперёд. «У меня автомобиль, а не подводная лодка, и я не хочу утопить его в этом болоте», - сказал он. Как пробираются по улицам и переулкам Вырыпаевки пешеходы и машины – зрелище не для слабонервных. По кочкам грязищи, гордо именуемым улицами и переулками культурной столицы Европы, каждый день ходят: дети в школу, взрослые на работу, пенсионеры в магазины и друг к другу в гости. Вернее, не ходят, а прыгают с кочки на кочку, балансируют в узких местах, иногда оступаются и оказываются по колено в грязи – в прямом, а не в переносном смысле. А ведь живут граждане культурной столицы в XXI веке. Впрочем, так было не всегда. Старожилы ещё помнят, как на улице Самарской, например, лежал асфальт, а по асфальту курсировали рейсовые автобусы – целых два маршрута: номер восемь и номер одиннадцать. Потом в посёлок затеяли провести водопровод. Асфальт вскрыли, дороги разрыли, а отремонтировать как-то руки не дошли.
- В 2011 году на улице Самарской положили асфальт, но почему асфальт положили только от улицы Отрадной до переулка Совхозного? – возмущаются жители. – И то новое покрытие уже местами оседает, портится. Потому что положили в грязь, как всегда. А от переулка Совхозного до улицы Алашеева дорогу даже не трогали, тут вообще непролазная грязь. Мы живём как в тайге, пробираемся по болотам. Дети не могут в школу пройти по грязи. Идут в обход, до улицы Алашеева. Старики, старухи – как им в магазин пробраться на 3-й переулок Самарский? Другого-то магазина нет. Сейчас тут даже машина не пройдёт. А люди ходят. А мы когда приехали сюда в 60-х годах, здесь асфальт был. В прошлом году мы добивались, чтобы дорогу засыпали асфальтобетонной крошкой – так бросили крошку прямо в грязь. Сегодня и не видно, что что-то пытались сделать… Но городская администрация отчиталась, что работы выполнены. Здесь ведь раньше ходили автобусы. Ширина проезжей части была шесть метров.
- Была улица как улица, - вздыхают старожилы. – Потом всё испортилось – после того, как водопровод провели. Трубы положили, а тепла ждать не стали. Водопровод зарыли в мёрзлую землю. Потом земля оттаяла, провалилась. С тех пор никто больше ничего не делал. Теперь как дождик – так не пройти, что осенью, что летом, что весной – грязь по колено. Чтобы вывезти отсюда грязь, нужен грейдер, два самосвала и экскаватор. И небольшой ремонт сделать, где повреждённые места. В городской администрации всё твердят, что у них нет средств. Конечно, Ульяновская область бедная. Денег на людей не хватает. У нас ведь министерства завелись разные. У каждого министра по три-четыре заместителя. Им всем деньги надо платить. На наши нужды не остаётся…
В 2009 году жители посёлка обращались в администрацию Засвияжского района. Районная администрация вышла с ходатайством в городской комитет дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства о включении улицы Самарской в муниципальную целевую программу «Городские дороги на 2010–2012 годы». Тогдашний председатель комитета Константин Иваненко ответил, что в целевую программу улицу Самарскую не включили, но обещал, что «в 2011 году будет рассмотрена работа по отсыпке проезжей части на данной автодороге асфальтобетонной крошкой». В следующем письме господин Иваненко уточнил, что работы будут выполнены в третьем квартале 2011 года. Работы действительно выполнили, но, как всегда, некачественно: асфальтобетонную крошку отсыпали прямо в грязь, крошка утонула, грязь осталась.
- Я писал заявление в Засвияжскую районную прокуратуру в сентябре 2011 года, - говорит Наиль Азизов. – Прокуратура так никакого ответа и не дала. По каким причинам? Сказали, что письмо переправили в мэрию. Так ведь я ещё раньше в мэрию отправил письмо с заявлением. Я думал, может, ещё в областную прокуратуру заявление написать, но в районной отговорили, объяснив, что его всё равно нам перешлют. Когда же я дождусь ответа?
Видеооператор Леонид Скоморохов.