В преддверии этой даты губернатор Ульяновской области Сергей МОРОЗОВ встретился с членами общественных организаций ветеранов боевых действий. Речь шла и о расширении мер социальной поддержки. Федеральный закон о ветеранах предполагает довольно широкие преференции для этой категории граждан. На встрече говорилось и о необходимости возобновить ежегодную диспансеризацию, и о выделении для этого необходимых финансовых средств.
«На особый контроль должен быть поставлен тесно связанный с медицинским обслуживанием вопрос лекарственного обеспечения участников боевых действий», - подчеркнул Сергей Морозов и призвал ветеранов активно включаться в молодежную и семейную политику. «Вы обладаете огромным воспитательным потенциалом, - заметил он. – Поэтому мы рассчитываем на вашу поддержку и помощь в создании благоприятной атмосферы в семьях и молодежной среде. Мы направляем наши усилия на то, чтобы сделать условия жизни ветеранов, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, максимально комфортными».
А на самом деле?
На самом деле, слова губернатора видимо не слышали те, кто ветеранам не только не оказывает помощи, но и пытается лишить их того, что они получали на вполне законном основании.
Геннадий Шишов попал в Афганистан в самом начале военной операции. Его бронетранспортер подорвался на пластиковой мине и упал в ущелье. Геннадий получил компрессионный перелом позвоночника. С тех пор он был прикован к инвалидной коляске. Комсомольцы выхлопотали жильё на первом этаже, инвалидную коляску и огромную редкость по тем временам – телефонный аппарат с кнопочным набором номера: крутить телефонный диск Геннадий не мог.
Узнав о травме, жена подала на развод. Ухаживала за воином медсестра Галина – сначала всё время пребывания в стационаре, а потом – всю оставшуюся жизнь, 24 года, почти четверть века. Галину не смущали трудности. Она читала горы литературы, выискивала новейшие медикаменты, осваивала прогрессивные виды массажа и верила, что сможет поставить Геннадия на ноги. Пенсию ветерану назначили минимальную, так как ни звания, ни выслуги лет лейтенант Шишов нажить не успел.
После оплаты коммунальных услуг и покупки необходимых лекарств на жизнь оставалось совсем немного. Просить Геннадий не умел и не хотел, резонно полагая, что государство должно само позаботиться о своём гражданине. Государство в свою очередь декларировало права граждан в основополагающем документе – Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов» (статья 7).
Геноцид по отношению к инвалидам
«Отношение к инвалидам в нашей стране напоминает геноцид, - сказал как-то Геннадий. – Вся моя беда в том, что я не погиб, а выжил и получил инвалидность». О погибших слагали красивые песни, их семьи получали солидные, но разовые выплаты, а выжившие, больные, разбитые требовали заботы и материальной поддержки каждый день. Геннадию помогали – родные, сокурсники, друзья, бизнесмены. Словом, все, кроме тех, для кого забота об инвалидах является профессиональным долгом…
Галине тоже приходилось нелегко. Уход за мужем требовал немало сил и времени. На работе начались претензии, ей ставили неудобные смены, на все просьбы следовал один ответ: «Не нравится – увольняйся!». В конце концов, пришлось уволиться.
И тут случилось долгожданное событие – на свет появилась дочь Лиза, Гена плакал от счастья – и не стеснялся слёз: Лиза росла весёлой, здоровой, талантливой. Родители не могли нарадоваться. «Пока Лизе хотя бы лет 15 не исполнится, ни за что не умру!» - твердил Гена, но... Они оба понимали, что это может произойти в любой момент, но как всегда бывает в подобных ситуациях, случилось неожиданно.
Смерть с травмой не связана?
Жаркое лето 2010 года Геннадий пережить не смог. Его не стало 3 августа… Диагноз – трансмуральный инфаркт миокарда – смогли поставить лишь после вскрытия. Геннадию было всего 52 года…
Семье назначили пенсию по случаю потери кормильца. Кроме того, Галина получала на дочь ежемесячное пособие – 1597 рублей 50 копеек – и раз в год денежную компенсацию за оздоровительный период. Через два месяца им позвонили из пенсионного отдела областного военного комиссариата и сообщили, что выплата пособий приостановлена, пока не будут предоставлены документы, подтверждающие причинно-следственную связь смерти с травмой, полученной при исполнении обязанности военной службы. Галина документы предоставила. Вскоре пришёл ответ из Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) по Ульяновской области, в котором говорилось буквально следующее:
«Уважаемая Галина Николаевна!
В ответ на Ваше письменное обращение № 481 от 12.04.2011 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» экспертный состав № 2 – смешанного профиля сообщает.
Экспертным составом № 2 – смешанного профиля проведено освидетельствование Шишова Геннадия Викторовича 1957 года рождения, умершего 03.08.2010, проживавшего по адресу: г. Ульяновск, ул. Ленина, 27, кв. 2, с целью установления причинно-следственной связи смерти с травмой, полученной при исполнении обязанностей военной службы.
На основании представленных медико-экспертных документов причинно-следственная связь смерти с травмой, полученной при исполнении обязанностей военной службы, не установлена.
Основание:
Заявление
Копия свидетельства о болезни
Копия свидетельства о смерти
Копия справки ВТЭК
Руководитель экспертного состава № 2 – смешанного профиля Т.И. Таран (подпись имеется)
Врачи по МСЭ – М.Ю. Пилипкова (подпись имеется), И.В. Маркина (подпись имеется)
Специалист по социальной работе – Н.В. Безворитная (подпись имеется).
Освидетельствование Шишова Геннадия Викторовича, умершего 03 августа 2010 года, провели 19 апреля 2011 года».
В поисках истины
Галина обратилась в медсанчасть УАЗ, где умер Геннадий, чтобы ей предоставили дополнительные документы для обращения в вышестоящие органы. Начмед медсанчасти УАЗ Вера ЧИВИЛЬГИНА заверила, что все необходимые документы (результаты вскрытия, историю болезни и другие) они предоставят. Галина обратилась к главному эксперту по медико-социальной экспертизе по Ульяновской области Н.И ДОЛГОПОЛОВОЙ. Госпожа Долгополова сказала, что «всё правильно, но мы действуем по своим нормативным актам. Вот если бы он сидел, и у него – бах! – сердце остановилось, тогда от этого». Галина возмутилась: «У него не просто остановилось сердце, а разорвалось» - «Хорошо, мы подумаем, - услышала она в ответ. – Может, что-то найдём в его диагнозе».
- В 2008 году Гена проходил повторно медико-социальную экспертизу, чтобы выписать памперсы, противопролежневые матрасы, - рассказывает Галина. – И в заключении хирург указал диагноз: атеросклероз верхних и нижних конечностей, который может привести к инфаркту либо к инсульту. Иначе, зачем бы невропатолог стал назначать сосудорасширяющие средства? Кроме того, у Гены было нарушено кровообращение. В течение нескольких лет Геннадий жаловался на боли за грудиной участковому терапевту, что зафиксировано в медицинской амбулаторной карте.
Вообще в первые годы «шейники» и «спинальники» чаще всего умирают от сепсиса (из-за пролежней). Гена через это прошёл. Но оттого, что нарушено кровообращение, мышцы высохли, стала отключаться одна система за другой. В последнее время на Гену вообще все рукой махнули. Терапевт, хирург, невропатолог и окулист приходили 18 января 2008 года, проводили диспансеризацию на дому. Больше никто не появлялся. 31 марта того же года я обратилась к урологу, сама сходила на приём, на пальцах объясняла, что с Геной. Уролог назначил лечение.
Что будет со стажем?
- Если экспертиза не признает, что смерть связана с травмой, значит, ребёнку не будут выплачивать ежемесячно ни 1600 рублей, ни разовую компенсацию за летний отдых, - вздыхает Галина. – А если решение будет положительным, я получу право на процент от пенсии Геннадия. Стаж у меня небольшой – 20 лет, но тогда 24 года, которые я ухаживала за Геной, смогли бы засчитать в стаж. Я собираю документы в федеральное медико-социальное бюро в Москве, но адвокат сказал, что надежды мало…
Вот так у нас в области относятся к воинам, которые отдали Родине всё – умение, здоровье и в конечном итоге жизнь. Что они получили взамен? Холод и равнодушие. А теперь семья инвалида-афганца рискует лишиться пособия и выплат на летний отдых для ребёнка. 1600 рублей – не такие уж большие деньги, но и их для людей жалко…
Справка «АиФ»:
Более 14 тысяч советских солдат и офицеров погибли в Афганистане.
Российские военнослужащие принимали участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны.
25 тысяч россиян отдали свои жизни, исполняя служебный долг.
Сегодня в Ульяновской области проживает более 13 тысяч ветеранов боевых действий.