Примерное время чтения: 9 минут
484

Страсти по ОСАГО: как «разрулить» ДТП по-европейски?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ - Ульяновск 39 24/09/2014
Страховать автогражданскую ответственность нужно обязательно
Страховать автогражданскую ответственность нужно обязательно / Елена Огнева / АиФ

Потребовалось даже вмешательство президента РФ, чтобы внести изменения в действующий закон об ОСАГО. Что же изменилось и какие ещё изменения ждут автовладельцев и страховщиков?

Меньше пробок!

Часть изменений уже вступила в силу с 1 сентября. Например, увеличен лимит выплат по так называемому «европейскому протоколу» (то есть оформление документов без участия сотрудников ГИБДД). Сегодня эта сумма для Ульяновской области составляет 50 тысяч рублей (раньше это было 25 тысяч). «Европротокол» поможет сократить количество пробок на дорогах. Часто приходится наблюдать такую картину: стоят на перекрёстке два автомобиля, у одного разбит фонарь указателя поворота, у другого поцарапан бампер. Движение перекрыто, пробка на два квартала. Сотрудников ГИБДД иногда приходится ожидать часами, так как в первую очередь они выезжают на более серьёзные происшествия. И инструмент вроде есть, но не работает. Почему? Да потому, что нет доверия друг к другу.

Водители боятся, что страховая не примет самостоятельно оформленные документы, или сотрудники ГИБДД посчитают, что ты оставил место ДТП.

Когда симбирские автовладельцы поверят в «европротокол», а страховые компании будут гарантировать адекватный подход к оформлению документов без участия ГИБДД, пробок на дорогах станет меньше.

Страховку – ТОЛЬКО в своей компании

Ещё одно нововведение, которое уже действует – так называемое безальтернативное урегулирование убытка. Раньше пострадавший в ДТП мог обратиться как в компанию виновника, так и в ту, где сам покупал полис. Но – чем больше выбор, тем больше проблем. Компания виновника искала пути, как бы меньше выплатить, и свой страховщик (раз есть компания виновника) принимал документы не всегда. Поэтому с 1 сентября все выплаты производит только ваша страховая компания.

Безусловно, автовладельцу так удобнее. Раз он заключал уже в этой страховой компании договор, значит, по крайней мере, знает, где она находится в его городе или районе. Если что-то пойдёт не так, страховые компании сами решают вопросы между собой как в судебном, так и досудебном порядке.

Автовладельца эти проблемы уже не касаются, страховое возмещение он уже получил. Но, можно предположить, что так будет только у клиентов крупных страховых компаний, которые имеют представительства во всех регионах. Те же, кто купил полис в небольшой компании, могут столкнуться с поиском этой компании (или её представителя) в своём регионе. Поэтому если вам нужно заключить или возобновить договор ОСАГО, заранее узнайте, есть ли у данного страховщика офис в вашем регионе или он работает через посредника.

Первый вариант, безусловно, предпочтительнее.

Ситуация на дорогах сегодня далеко не безоблачная. Фото: АиФ / Елена Огнева

Выплаты вырастут, тарифы – тоже

С 1 октября 2014 года максимальный размер выплаты за имущественный вред в дорожно-транспортных происшествиях увеличится с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей. А с 1 апреля 2015 года до полумиллиона поднимутся выплаты за жизнь и здоровье. Правда, новые лимиты будут действовать только для тех, кто приобрёл полис ОСАГО после указанных дат, когда вступят в силу соответствующие поправки к закону. С 1 апреля 2015 года изменится и сама процедура выплат за жизнь и здоровье. Сегодня, если человек получил травмы в ДТП, он проходит курс лечения, сохраняя все чеки, потом обращается в страховую компанию за соответствующими выплатами. Со следующего года предлагается сделать единую таблицу выплат, где будут указаны фиксированные суммы в процентах. Если есть пострадавшие в ДТП, заводится уголовное дело, составляется протокол. В протоколе фиксируются все повреждения.

Человек может сразу же обратиться в страховую компанию с этими документами и получить деньги.

Правила расчёта страховых выплат также изменятся. С 1 октября 2014 года уровень износа, который учитывается при определении страховой выплаты на ремонт транспортного средства, снижается с 80 до 50 процентов. Это значит, что теперь участник ДТП сможет получить как минимум половину стоимости повреждённой детали.

Также сокращаются сроки выплат. Страховая компания теперь должна уложиться в 20 дней, а не в 30, но только если автовладелец сначала показал повреждённый автомобиль и предоставил все документы своему страховщику. И только потом можно будет обратиться в независимую экспертизу. В противном случае страховщик имеет право отказать в выплате.

Есть и не очень приятная новость. Предполагается увеличение базового тарифа по ОСАГО, что повлечёт за собой повышение стоимости полисов – в среднем на 25-30 процентов. Первое повышение будет с 1 октября, второе предполагается в 2015 году. Платить за страховку придется на 500-600 рублей больше, а вот ответственность вырастет более чем в два раза – на 280 тысяч. Учитывая цены на ремонт, получается не так уж и страшно…

Рынок в ожидании

Изменения в законе об ОСАГО в большей степени предусматривают улучшения для автовладельцев. А как новые изменения скажутся на страховых компаниях? Ситуацию комментирует первый заместитель директора филиала страховой компании Евгений Михейкин.

- Сейчас основная проблема для автовладельцев в том, что они не могут, как раньше, без проблем и очередей получить свой полис ОСАГО. Причина в том, что компании, которые имеют лицензию на данный вид страхования, либо официально сворачивают свой бизнес (например, «Гута-Страхование», «Альянс», «Цюрих»), либо просто говорят, что у них нет полисов. Поэтому автовладельцу нужно искать нового страховщика. В регионе осталось лишь две-три компании, которые занимаются реальной продажей полисов. Отсюда и очереди. К тому же, несмотря на то, что с 1 января 2014 года действует единая база клиентов, к сожалению, не все клиенты есть в этой базе, либо есть, но данных по убыткам по ним нет. Поэтому мы вынуждены проводить дополнительные проверки клиентов, которые ранее страховались в других компаниях. Мы понимаем, что это создает определенные проблемы для автовладельцев и вызывает их недовольство. Чтобы было меньше проблем, лучше заранее озаботиться продлением договора, а не за один-два дня.

Увеличение тарифа, которое произойдет с 1 октября, ситуацию, думаю, не изменит. Многие серьёзные страховщики продолжат ту политику, которую они ведут сейчас. Дело в том, что предполагаемое увеличение тарифа совершенно недостаточно. Самый показательный пример, что это так, уход с рынка иностранных страховщиков («Альянс» - крупнейший европейский страховщик, «АиГ» - филиал крупнейшего мирового страховщика). Что-что, а деньги иностранцы считать умеют. Раз уходят, значит, не видят ближайших для себя перспектив на нашем страховом рынке. Поэтому большинство страховых компаний сейчас выберут выжидательную политику, так как оценить, как отразятся на их деятельности грядущие и действующие изменения по ОСАГО, довольно сложно.

Зато могут активизироваться те, кто захочет заработать на этом, без последующего исполнения своих обязательств по урегулированию убытков. Собрать деньги с клиентов, а потом объявить себя недееспособным у нас в России научились. Посмотрите, что творится в туристическом бизнесе. Поэтому при выборе компании после 1 октября автовладельцам нужно быть особенно внимательными.

Нужны единые критерии

- Если два года назад проблема мошенничества и не совсем понятных судебных решений отмечалась только в ряде регионов, в том числе и в Ульяновской области, то теперь это распространилось по всей России, - продолжает Евгений Михейкин. – Единая база клиентов значительно облегчает работу страховщиков. Но чтобы решить проблему окончательно, необходимо ввести единую норму расчёта убытков. Сегодня судебные эксперты рассчитывают по одним критериям, страховые компании по другим, независимая экспертиза по третьим.

Отсюда разница в исках. Как только появится единая норма расчётов, это снимет большинство проблем.

Мнение автовладельца: проблемы решены

Илья Шагунов, автовладелец, Ульяновск

- Нынешним летом я, как и многие автовладельцы, столкнулся с проблемами при заключении договора ОСАГО. Мой водительский стаж составляет уже почти десять лет, за всё это время страховых случаев не было. Езжу круглый год, но так получилось, что срок страховки по ОСАГО истёк летом. Я обратился в свою страховую компанию, но агент предложил мне дополнительно застраховаться от несчастного случая, пригрозив, что если я не соглашусь, то страховку по ОСАГО мне не оформят. Я подъехал в офис страховой компании, объяснил, что ни в каких дополнительных услугах сейчас не нуждаюсь, и мне тут же оформили полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Проверили, правда, попадал ли я в течение года в дорожно-транспортные происшествия. Сделали скидку за то, что не было аварий.

Справка АиФ: как оформить ДТП без ГИБДД
Сегодня лишь небольшая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) оформляется посредством «европротокола». Часто водители просто не владеют нужной информацией для этого. В каких случаях можно зафиксировать ДТП без ГИБДД? Во-первых, в ДТП должно участвовать всего два транспортных средства. Во-вторых, не должно быть пострадавших и погибших. В-третьих, материальный ущерб, который понесли оба участника ДТП, не должен превышать 50 тысяч рублей (раньше эта сумма составляла 25 тысяч рублей). Итак, в первую очередь необходимо записать имена и контактную информацию очевидцев аварии. Затем убедитесь, что действующие полисы ОСАГО имеются у обоих водителей. Если у одного из участников не достаёт необходимых документов, либо просрочен полис, оформление аварии по «европейскому протоколу» невозможно. Оба водителя должны совместно заполнить бланк извещения о ДТП и удостоверить своими подписями, что между ними нет разногласий по вопросам схемы и обстоятельств ДТП,а также по характеру и перечню видимых повреждений, полученных их автомобилями. Если впоследствии будут выявлены какие-то повреждения, в результате чего фактический ущерб превысит 50 тысяч, то заявить этот убыток без справок ГИБДД будет практически невозможно. Нужно установить, что характер и перечень повреждений относится именно к данному ДТП. После этого водители могут разъезжаться. Извещение о ДТП и заявление потерпевшего следует направить в страховую компанию, где определят размер выплаты. После выяснения всех обстоятельств ГИБДД определит виновного в ДТП. Затем участникам выдадут на руки все необходимые документы. С этого момента начинает своё действие полис ОСАГО. Страховая компания обязуется возместить пострадавшему средства за причинённый ущерб. В большинстве случаев участия виновника ДТП в этом не потребуется. Если вы сомневаетесь, что можете грамотно оформить ДТП, вызовите независимого аварийного комиссара. Он выполнит всю работу, проведёт независимую оценку и будет курировать вас до получения выплаты страховщиком.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах