С начала года страховые компании в массовом порядке отказывают автовладельцам в ОСАГО. «АиФ» пытается разобраться, что же происходит на самом деле.
По закону, страховщики не имеют права отказывать автовладельцам в ОСАГО, на практике, сославшись на отсутствие бланков, делают это повсеместно.
Ходите лучше пешком
В области насчитывается 25 компаний, предоставляющих услуги по страхованию автогражданской ответственности. В конце марта крупное российское аналитическое агентство обнародовало результаты своего исследования обеспеченности регионов России автомобилями. Ульяновская область оказалась на 51-м месте среди 80 регионов РФ: на тысячу жителей в 2014 году приходится 247 личных авто, за год показатель вырос на 8,3%.
В одной из страховых компаний на наш вопрос, можно ли оформить у них ОСАГО, получили ответ:
- ОСАГО мы не оформляем. У нас бланков нет. Звоните в конце мая – это в лучшем случае.
Мы решили опросить читателей газеты и выяснили, что 47% опрошенных вынуждены были вместе с ОСАГО оформить дополнительные, то бишь, добровольные, виды страховок, 19% оформили все без проблем. 9,5% наших читателей-автолюбителей ходят пешком и ждут появления бланков в страховых компаниях города.
Системное упущение
- Вся система страхования отвратительно сшита. Это системное упущение, - считает эксперт в сфере транспорта и автострахования Олег АВЕРИН. - Если бы ставки были высокие, а страховые случаи не столь частые, все нормально: водитель пришел, застраховал авто и ездит дальше. Большинство автовладельцев заключило ОСАГО на год, страховка закончилась в начале года и поток клиентов «ломанулся» в страховые компании.
В конце февраля автомобилисты 50 регионов России обратились к премьер-министру РФ с просьбой на законодательном уровне закрепить уголовную ответственность страховщиков за отказы в ОСАГО.
Пока суть да дело, ситуация зашла в тупик: с одной стороны, государство сделало ОСАГО обязательным видом автогражданской ответственности, а с другой – страховые компании пытаются регулировать убытки по автострахованию.
- То, что происходит сегодня в сфере автострахования, - это реакция системы на сменившиеся условия покрытия страховых случаев, - уверен Олег Аверин. - Есть базовые ставки автострахования, которые определяются федеральной методикой расчета и региональными коэффициентами. На их основании определяется сумма покрытия страхового случая. Последние годы эта система оказалась разбалансирована. Страховых случаев много, накапливаемая сумма на их покрытие относительно невелика. И страховым компаниям бывает это невыгодно. Страховщики через некоторое время поняли, что ОСАГО с его механизмом и коэффициентами становится убыточным. Попытка заставить вместе с ОСАГО заключать еще какие-то дополнительные договоры о страховании жизни или имущества – это попытка страховых компаний повысить свою выгоду.
С точки зрения закона, навязывание обязательного приобретения одних услуг для приобретения других – это нарушение п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1. По данным Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, к ним еженедельно поступают десятки жалоб касательно ОСАГО от автовладельцев. В том числе перенаправленных из прокураторы.
Что делать?
Юрист Центра защиты прав потребителей Екатерина ТУЛАЕВА комментирует ситуацию:
- Страховщик обязан заключить договор страхования – в данном случае ОСАГО – с любым обратившимся к нему с заявлением автовладельцем. Заявление должно быть составлено по определенной форме. Схем решения несколько. Кроме заявления, обязательно нужно приложить необходимые документы – копии водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства, копию диагностической карты или техосмотра и копию паспорта. В заявлении обязательно нужно написать, что просите заключить договор в течение семи дней. Самый действенный способ, если компания не заключает договор, – это суд.
Если хотите в сложившейся ситуации все-таки оформить ОСАГО, можно в вольной форме отправить заявление в письменном виде почтой. Отказ страховой компании, если вы его получите, поможет зафиксировать нарушение федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Кстати, в июне ожидается повышение территориального коэффициента автострахования с 1,4 до 2,1.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть