Примерное время чтения: 7 минут
2382

Путешествие в «Долину смерти»: в окопах осталась армия неизвестных солдат

Ульяновцы на позиции советских воинов в Новгородских лесах
Ульяновцы на позиции советских воинов в Новгородских лесах / из личных архивов поисковиков / АиФ

Выставку артефактов времён Великой Отечественной, что проходила с 22 апреля по 12 мая в кафе «Марио», организовала группа ульяновских энтузиастов при поддержке компании «АВТОРАЙ». Поисковики выезжали в леса Новгородчины, где в годы войны в окружении погибла 2-я ударная армия.  О том, как добывались эти немые свидетели кровопролитных боёв, нам рассказал один из них – Андрей Спиридонов.

Легенды и реальность

- Андрей, расскажите, как возникла сама идея этой экспедиции?

- Очень не многие сейчас стремятся узнать судьбу своих дедов и прадедов, тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Я сам начал расспрашивать отца о своём деде, уже будучи взрослым. Дед

Часовня на мемориале - захоронении воинов 2-й ударной армии в деревне Мясной Бор. Фото из личных архивов поисковиков

мой, как оказалось, до войны был учителем истории, и его призвали в армию в ноябре 1941 года – в разгар битвы за Москву. А в декабре он уже вернулся с фронта, потеряв в боях ногу, не успев получить ни ордена, ни медали. А вот о его погибшем брате Михаиле ходили настоящие легенды. Он был кадровым военным, старшим лейтенантом - командовал артиллерийской батареей. Было такое семейное предание: на наши позиции наступали «Тигры», его батарея уничтожила несколько танков, и, когда было потеряно последнее орудие,  добрался до подбитой немецкой машины, развернул башню и открыл огонь по врагу из танкового орудия, успел подбить ещё несколько танков, а потом в этом самом «Тигре» и погиб…

Я попытался проверить, насколько достоверна эта история через сайт «Мемориал» и обнаружил там и описания подвига, и наградной лист, в котором зачёркнута надпись «Орден «Красная звезда» и поверх написано «Медаль «За отвагу».

- Всё подтвердилось?

- На самом деле его подвиг выглядел не столь романтично: на самом деле в бою они подбили бронемашину и грузовик снабжения, а потом расчёт захватил вражеское орудие и продолжил из него стрелять по врагу. Так что, никакого «Тигра» на самом деле не было…  «Тигров» в то время вообще ещё не было. Погиб он возле деревни Мясной Бор Новгородской области, где немцами была полностью уничтожена Вторая ударная армия генерала Власова. На долгое время подвиг солдат и офицеров этой армии был предан забвению, потому что командующий сдался в плен и перешёл на сторону врага…

Сейчас на полях тех сражений огромное количество памятников, и я решил попытаться найти место захоронения брата своего деда. Предварительно связался с местными энтузиастами, которые помогают поисковикам, получил от них «добро» на приезд.  Они сразу же прислали мне фотографию памятника над братской могилой, где похоронен мой родственник,  и в ноябре прошлого года с двумя товарищами я отправился туда. 

В лесу прифронтовом

- А как удалось собрать команду?

- Один из моих товарищей, также по сайту «Мемориал-подвиг народа» выяснил, что в тех же краях в то же время погиб дед его жены, а у другого собственный дел воевал в составе Второй ударной армии на Волховском фронте, когда в июне 1942 года была первая попытка прорыва блокады Ленинграда. Так что, личные мотивы отправиться туда были у всех троих.

- Вы туда приехали – и сразу в лес?

- Нет, конечно… По приезде мы познакомились с легендарной личностью, человеком, которого называют комендантом «Долины смерти»,- Николаем Ивановичем Орловым. Он начал поисковую работу ещё в 1946 году – вскоре после Победы. Тогда местные леса и болота ещё даже не были разминированы.  Он оказался ещё очень гостеприимным человеком… Мы отправились со всем необходимым снаряжением – так чтобы можно было хоть неделю автономно провести в лесу. Но он сразу нас предупредил, что  там «земли нет», что повсеместно одни болота и даже палатку поставить негде. Так что, остановились у него дома, а наутро он показал место, где по его предположению могли находиться останки бойца Красной армии.

Солдата узнали по гильзам

- Каким образом ведётся поиск?

- Поисковики пользуются щупами – металлическими стержнями. Сначала щуп втыкают в землю, и люди опытные могут на слух определить, во что он упёрся – в камень, в металл или в кость. А потом в то же отверстие вставляется такой же стержень, но с крюком на конце, чтобы извлечь находку.  На второй день мы отправились к месту предполагаемой гибели бойца. Начали копать, но обнаружили лишь часть костей голени. Рядом лежало оперение миномётной мины и её осколки. Так что, скорее всего, бойца просто разорвало на части… Но то, что это именно наш солдат, было ясно по тому, что рядом с ним была россыпь гильз с советской маркировкой. Так что там точно была позиция, с которой он отстреливался.

- Экспонаты для выставки вы нашли там же?

- Не совсем так… Днём позже мы осмотрели немецкие позиции, обнаружили бутылки, различные тюбики с зубной пастой и мазями на все случаи жизни, множество гильз… Кроме этого, Николай Иванович нам потом подарил много собственных находок, которые, в основном, и стали экспонатами выставки.  Среди его подарков – так называемый немецкий «пропуск в плен», замаскированный корочками партийного билета члена ВКП(б), чтобы этот «документ» не вызывал подозрений у командиров…  А оружие, что там было показано, – из собрания одного из местных коллекционеров.

«Коллекция», собранная экспедицией. Фото: АиФ / из личных архивов поисковиков

- Как вы вообще оцениваете состояние поисковой работы?

- Обидно, что все «вахты памяти» проводятся только раз в году – в апреле, чтобы ко Дню Победы срочно найти останки бойцов, установить их имена, а потом с помпой торжественно перезахоронить в присутствии высокопоставленных чиновников и военного руководства. Николай Иванович справедливо считает, что за этим – только показуха. Системной работы не ведётся, и, в основном, серьёзно и целенаправленно этим занимаются местные жители, мужчины среднего и пожилого возраста. Кстати, население Мясного Бора и окрестных деревень очень негативно относится к «чёрным копателям», которые ищут на полях былых сражений то, что можно продать коллекционерам. Когда мы заехали в одну из деревень, на нас тоже смотрели настороженно, пока не появился Николай Орлов и не сказал, что мы с ним. Отношение сразу же изменилось, сразу все стали друзьями. Мародёров там активно не любят…

А местные ищут исключительно наших бойцов. Если натыкаются на немца, то обходят его стороной – мол, их сюда никто не звал…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах