Неподалёку находилась крепость Тагай, по сути, военная база с пороховыми и оружейными складами, а здесь расположилась казацкая слобода.
Храм строили и берегли
В 1708 году, когда границы государства отодвинулись на восток, управление Симбирской засечной чертой было упразднено, и местные казаки вместе с семьями были переселены на юг России, в окрестности накануне завоёванной Петром I крепости Азов. Земли вокруг Подлесной слободы перешли в казённое управление, а последующая история села связана с известными в России дворянскими фамилиями Бестужевых, Каврайских, Руммель и других. Но самым известным владельцем села являлся Павел Иванович Миницкий, адмирал, затем генерал-губернатор Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний. Остаток жизни он провел в своем симбирском имении, в Подлесном, где у него была прекрасная библиотека и собрание старинных документов и рукописей. Известен он был своей особой заботой о сохранении великолепного каменного Христорождественского храма, редкого у нас образца архитектуры барокко, сооруженного в центре слободы в 1771 году одним из его предшественников - богатым местным помещиком Алексеем Савичем Кандалаевым. Правда, храм был построен с некоторыми отступлениями от православных канонов: престол в алтаре храма опирался не на столбы, а на четыре резных позолоченных скульптурных изображения человека, льва, орла и тельца, символизирующие зодиакальные знаки четырех Евангелистов. Павел Миницкий, защищая храм от посягательства местных церковных властей, ссылался на завещание строителя храма, «желавшего видеть в своем имении дом Божий, как единственное утешение и пристанище для всех вообще христиан в мире сем».
Не ведая, что творят
Так что, храм в Подлесном был уникальным памятником архитектуры, однако постепенное разрушение его началось вскоре после закрытия в 30-х годах прошлого века. Однако, его стены простояли до начала 80-х, когда покосившееся строение уже грозило рухнуть. Как вспоминает бывший агроном местного колхоза Геннадий Михеев, для того, чтобы снести ставшее аварийным строение, были привлечены рабочие из Татарстана. Чуть позже через местную речушку начали строить мост, и, когда с места, где стоял храм начали сгребать грунт для этого строительства, из земли выворотили надгробие, на котором местные жители видели надпись «герой Азова…».
Вполне может быть, что часть казаков, что были переселены отсюда на южные рубежи России, завершив службу, вернулись в родную слободу, и нынешние жители Подлесного – их прямые потомки.
Геннадий Михеев, возглавляющий сейчас общественный совет поселения, которому сейчас исполнилось 72 года, вынес из советских времён противоречивые воспоминания. Для него сейчас они заключены в двух символах: холме, на котором когда-то возвышался храм, и руины заброшенного местного клуба. Да, храм разрушили, и это грех, за который придётся расплачиваться и тем, кто это сделал, и их потомкам. Зато в местном клубе кипела жизнь, и в местном народном хоре участвовало порядка шестидесяти человек. Что ж, таковы «гримасы времени»…
Сейчас Геннадий Владимирович решил хотя бы частично искупить этот грех – разбить на месте разрушенного храма парк и построить часовню. Причём, он утверждает, что не так уж важно, получит ли он поддержку властей. Уверен он лишь во многих из своих односельчан, которые уже готовы внести лепту в этот проект. И свое стремление он объясняет так: «Я сам когда-то был атеистом и не придавал значения многим духовным ценностям. Сейчас надо исправлять ошибки своего поколения. Не дадут техники – есть свой трактор, не дадут саженцев – лес рядом, не дадут денег – всем миром соберём. В любом случае, весной, как только сойдут снега, начнём строительство. Для возрождения села нужна духовная опора, и надо с чего-то начинать её восстанавливать».