Как утверждал классик отечественной литературы Михаил Булгаков, людей портит квартирный вопрос. К этому можно добавить, что портит он людей и моральный климат в обществе лишь в одном случае – когда он не решается или решается посредством непомерных физических усилий, нервных затрат и финансовых расходов.
А воз и ныне там…
В прошлом году президент России Дмитрий Медведев предложил постепенно закрыть данную тему самым естественным и недорогим путем: повсеместно продвигать малоэтажное строительство. Руководство регионов, в том числе и Ульяновской области, «сделало под козырек» и двинулось в направлении, указанном «сверху». Вскоре и областное правительство, и мэрия Ульяновска приступили к разработке соответствующих целевых программ, в коих декларировалось и выделение земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, и софинансирование за счет средств федерального, областного и городского бюджетов.
1 июня прошлого года появились сообщения, что губернатор подписал постановление о бесплатном выделении земельных участков под индивидуальное строительство для граждан, нуждающихся в жилье. Однако, как выяснилось, декларировать – одно, а добиться реального результата – совершенно другое. Несмотря на то, что платежеспособный спрос на индивидуальные жилые дома есть, строительного бума в нашем регионе почему-то не наблюдается.
Процесс увяз в бумагах
В один только ЖСК «Петров овраг» уже подано более трехсот заявлений с просьбой предоставить землю под строительство, но, увы, реальные работы сейчас ведутся только на сотне участков.
По мнению председателя Ульяновского объединения предпринимателей Хамзы Ямбаева, главная проблема в сложности, запутанности и противоречивости самой разрешительной процедуры, связанной с выделением земельного участка. В период с 2006 по 2010 год это можно было «списать» на то, что принимался генеральный план развития города, не было ясности с правилами застройки и передачей полномочий мэрии по решению земельного вопроса областным властям. Но с приходом на пост главы города Александра Пинкова эти полномочия были возвращены городу, да и прочие вопросы, казалось бы, были упорядочены.
Однако и сейчас эта процедура настолько сложна, настоолько обусловлена множеством формальностей, что для среднего гражданина, даже если у него есть необходимые средства на строительство, без помощи профессионала она становится практически непреодолимым препятствием. Кроме этого, даже если, проявив незаурядное упорство, люди добиваются выделения земли, то получают они ее всего лишь в аренду, но не в собственность, а значит, земельный участок не может служить залогом при оформлении ипотечного кредита.
Земля – предмет спекуляции
Однако в то время, когда люди, которые реально собираются строиться, землю получить не могут, откуда-то берется довольно обширный «вторичный рынок» участков под строительство. И цены на нем составляют на данный момент от 200 000 рублей за сотку, или от 1 200 000 рублей за каждый стандартный участок в шесть соток, на котором может разместиться и дом, и надворные постройки. Причем, по словам Хамзы Ямбаева, в некую «корпоративную собственность» перешли даже те участки, которые в 2007 году отводились под целевую программу «Доступное жилье».
Если учесть, что официальная плата, которую взимают городские власти за выделение участка, составляет всего несколько тысяч рублей, то «навар» от перепродажи земли составляет не менее 1000 процентов! И, разумеется, добровольно отказываться от такого «бизнеса» никто не собирается – даже если он является непреодолимым препятствием на пути наших сограждан к обретению действительно качественного и по-настоящему недорогого жилья.
Может быть, именно этот фактор является главной причиной того, что аналогичные программы в других регионах (например, на Белгородчине, в Башкирии и Татарстане) успешно реализуются, а у нас никак не сдвинутся с мертвой точки.
Так что вывод один: если в какой-то отрасли «на ровном месте» возникают» проблемы, надо искать, кому эти проблемы выгодны.
Сергей Юрьев.