Организатором слушаний выступил Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
В настоящее время в большинстве регионов проблема финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах решается за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Однако срок его действия ограничен 2012 годом и будет ли он продлен, пока не решено. Между тем, потребность в капитальном ремонте многоквартирных домов продолжает расти, и продолжают накапливаться неисполненные обязательства по его финансированию.
Чтобы создать правовое поле для проведения капитального ремонта после окончания этого срока, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации внесен проект изменений в Жилищный кодекс РФ, согласно которым ремонт многоквартирных домов будет отнесен к полномочиям регионов. Кроме того, новые нормы закона вводят обязательную плату за капитальный ремонт для собственников жилья. По личному мнению разработчиков закона, сейчас обязанность собственников по проведению и финансированию капитального ремонта практически не исполняется, поскольку граждане не считают себя ответственными за поддержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
По словам Вячеслава Алексейчика, вступление в силу этих поправок фактически означает, что федеральный центр сложит с себя полномочия по финансированию капитального ремонта. При этом депутат отмечает, что большинство представителей регионов, участвовавших в парламентских слушаниях, считают односторонний отказ государства от обязательств по проведению капитального ремонта нецелесообразным.
Однако существуют решения и Верховного, и Конституционного суда, согласно которым дома могут быть переданы в управление собственников только в том случае, если они пригодны к эксплуатации и приведены предыдущим собственником в соответствие всем нормативным требованиям. На это обратила внимание Галина Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Поэтому сначала их нужно капитально отремонтировать за счет бюджетных средств, и только потом взимать плату с жильцов, чтобы у них было время накопить необходимые средства до следующего капремонта.
Сейчас обсуждаются три основные модели финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно первой, средства собственников на капитальный ремонт передаются в управление региональному фонду, который распределяет и расходует их в соответствии с многолетними календарными планами, утвержденными органами местного самоуправления. Вторая модель предусматривает передачу средств, внесенных собственниками за капитальный ремонт, в доверительное управление уполномоченной организации. При этом деньги остаются собственностью жильцов и могут быть израсходованы только на ремонт именно этого конкретного дома. Третий вариант – это создание в каждом доме фонда ремонта многоквартирного дома, который формируется за счет платежей собственников. Расходование средств фонда ремонта возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений.
Каждый из этих вариантов означает, что в квитанции об оплате услуг ЖКХ появится новый обязательный платеж – за капитальный ремонт. С апреля текущего года коммунальные платежи уже разделили на две части. Раньше платежи за общедомовые нужды распределялись только между теми, кто установил счетчик, теперь же плата за общедомовое потребление будет распределяться между всеми жильцами пропорционально жилой площади. В дальнейшем, с введением новой графы по капремонту, ответственность собственников за общедомовое имущество будет увеличиваться.
При этом составлять ежегодные графики проведения капитального ремонта и определять фиксированный размер платы за него будут уже органы местного самоуправления. Не исключено, что оплата будет варьироваться в зависимости от степени износа дома, но точные цифры еще не определены. Как пояснил Вячеслав Алексейчик, речь идет о суммах от 3 до 10 рублей в месяц за квадратный метр общей площади квартиры. Порядок управления этими средствами и механизмы использования собранной платы будут определяться на уровне региона. Участники совещания сошлись во мнении, что данный законопроект нуждается в доработке. Например, он не определяет механизмов защиты накапливаемых средств от инфляции и других финансовых потерь, не отражены и механизмы контроля за использованием денежных средств со стороны государственной власти и собственников жилья. Кроме того, законопроект оставляет право выбора одной из моделей использования средств за регионами, не предусматривая свободный выбор собственников помещений. Будут ли предоставляться субсидии на оплату капитального ремонта для социально незащищенных категорий граждан, законом также не определено.
По итогам слушаний были составлены рекомендации Правительству Российской Федерации. В частности, участники совещания считают, что средства федерального бюджета должны использоваться на финансирование региональных программ по капитальному ремонту через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства как минимум до 2015 года.
По словам Вячеслава Алексейчика, на слушаниях были также озвучены итоги исполнения 185-го федерального закона: только в трех регионах удалось переломить тенденцию к увеличению износа жилого фонда - в Башкортостане, Татарстане и Тамбовской области. В этих регионах изначально пошли по пути, когда отдельно взятый дом в основном доводится до нормативного состояния полностью, от подвала до потолка. А частичное выполнение ремонтных работ, которое проводилось в большинстве регионов, заметных результатов не дало, и процесс "трущобизации" жилого фонда продолжает ускоряться.