Примерное время чтения: 7 минут
166

Готовы ли ульяновские чиновники выдержать повторную проверку на «остепенённость»

Среди высокопоставленных ульяновских чиновников найдется с десяток «остепененных». Готовы ли они выдержать повторную проверку на звание кандидатов и докторов?

За плагиат возьмутся Минобразования, ВАК и МВД

Пресловутая «информационная открытость» правительства, по настоянию Минобразования, должна включать в себя и единую базу научных работ. В министерстве считают, что после создания такой базы можно будет проводить обязательную проверку диссертаций перед защитой. Член экспертного совета при «Открытом правительстве» Виктор Панин уверен, что после внедрения системы «многие политики со своей карьерой закончат».

Напомним, что скандал разгорелся в начале этого года, когда в Московском педагогическом университете выявили чрезмерное число написанных и защищенных диссертаций и, в результате проверки, лишили степеней одиннадцать ученых. После этого в поддельных научных работах уличили четырех депутатов Госдумы. Масштаб явления столь велик, что даже Дмитрий Медведев на встрече в Московском физико-техническом институте признался, что не стал писать докторскую, поскольку «это было бы смешно».

Проводить экспертизу диссертаций и принимать решение о присуждении ученых степеней уполномочена высшая аттестационная комиссия (ВАК). Ее новоиспеченный председатель, экс-министр образования, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, будет проверять подозрительно активные диссертационные советы и разрабатывать очередную систему «Антиплагиат», которая сможет выявлять заимствования. «Воевать» на стороне справедливости готовы и другие ведомства. Так, глава МВД Владимир Колокольцев на прошлой неделе предложил ввести уголовную ответственность для тех, кто защищает и утверждает липовые научные работы.

Наука превращается в профанацию

 Самый видный научный деятель из ульяновских чиновников, министр экономики Олег Асмус поддерживает все действия и намерения, направленные на ужесточение правил в этой сфере: «Научная работа превращается в профанацию, и мне это не нравится. Я живу не в изолированном мире, и понимаю, что диссертации некоторых наших ученых содержат плагиат, что некоторые политики получают степень лишь для того, чтобы писать об этом на визитках. Всё это дискредитирует российскую науку».

Сам Олег Владимирович называют науку «мечтой всей своей жизни», а руководство министерством – «временной работой». Научной деятельностью он занимается с 25 лет, за это время опубликовал около пятидесяти статьей и две монографии. В 2001 году получил звание кандидата экономических наук, через семь лет защитил докторскую. Олег Асмус исследует проблемы социально-экономического развития депрессивных регионов.

«Кандидатскую я писал три с половиной года, а над докторской работал в общей сложности около четырнадцати лет. Кроме защиты в институте в Москве, защищал ее еще раз в ВАКе. Как вспомню это, волосы дыбом встают, было очень тяжело, - делится Олег Владимирович. – Тогда у меня сложилось твердое убеждение, что если степень кандидата кто-то и может купить, то докторскую степень – нет. Строгой комиссии «по барабану», откуда ты приехал и какую должность занимаешь».

Ученые должны быть практиками, а не теоретиками

 Во всей этой ситуации, сложившейся вокруг научного плагиата сегодня, Олег Асмус не согласен только с тем, что акцент делают на чиновников со степенями: «Чиновники такие же люди, как и все остальные. В моем министерстве работают четыре кандидата и два доктора наук, и я уверен, что они, соприкасаясь с исследуемыми проблемами на практике каждый день, знают об экономике больше, чем какой-нибудь профессор, который никогда не выходил за пределы своей кафедры. Кстати, научные работы, содержащие одну голую теорию, которые пишутся исключительно в стенах институтов и библиотек, по-моему, тоже надо запретить».

Свою научную работу «писал с живых предприятий» и кандидат экономических наук, зампред, министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин. В начале карьеры он занимался фармацевтическим бизнесом, с 1999 года перешел на госслужбу при Фонде соцстрахования РФ, Минздраве РФ. В тот период написал диссертацию об управлении затратами на промышленных предприятиях.

«Мне было это интересно, потому что касалось моей ежедневной работы. Теперь сменил специализацию, и дальнейшего смысла заниматься наукой для себя не вижу. Поэтому и не взялся за докторскую, - прокомментировал Александр Викторович. – Научное звание не дает никаких привилегий, никаких прибавок к зарплате, а требует больших временных затрат».

Чему диссертация учит министров

 Министр образования Ульяновской области, кандидат филологических наук Екатерина Уба считает, что занятия научной работой карьере помогают: «Это хорошо структурирует мозги, учит анализировать информацию, расставлять приоритеты, добираться до истины».

Екатерина Владимировна писала кандидатскую диссертацию о романной трилогии Гончарова целых десять лет. Вспоминает, как не спала ночами, стараясь совместить и семью, и работу в школе, и исследования, посвященные литературе. «Начинала писать диссертацию от руки, с компьютером тогда еще не дружила. Когда пришлось набирать чистовой вариант текста, случилась катастрофа: нажала не на ту кнопку, и все мои труды исчезли. Пришлось набирать заново, - рассказывает Екатерина Владимировна. – Тогда с интернетом не работали так много, и я часто ездила в разные библиотеки. Особенно любила атмосферу читальных залов Ленинской библиотеки».

Екатерина Уба не исключает, что рано или поздно продолжит заниматься научной деятельностью. Она считает, что диссертации «должны быть чисты от плагиата», но предложить варианты наказания для «липовых» кандидатов или поддержать имеющиеся предложения отказалась, объяснив, что это «не в компетенции регионального министерства образования».

Справка «АиФ»:

Уже этим летом в стране будет проведена масштабная проверка всех диссертационных советов. Систему «открытых данных» пообещали запустить 15 июля. Сейчас в нашей стране ученых, в среднем, в два раза больше, чем в европейских странах. Ежегодно в России защищают 23 тысячи кандидатских и около трех тысяч докторских диссертаций. Парадоксально, что при этом уменьшается как число научных публикаций и патентов, так и индекс цитируемости. Скорее всего, по итогам проверок, людей с научными званиями в Российской Федерации станок на порядок меньше.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах