Ульяновск, 17 апреля – АиФ в Ульяновске. Зато у них теперь точно не возникнет проблем с системой «Антиплагиат», через которую Минобразования РФ собирается пропускать все диссертации.
Строем в науку?
О том, что все члены ульяновского правительства к 2013 году должны иметь ученые степени, Сергей Морозов заявил в начале 2010 года, вернувшись из Санкт-Петербурга, где сам успешно защитил кандидатскую диссертацию. Тогда эту новость растиражировали СМИ, но к часу Х, то есть 2013 году, история забылась. Что имеем в сухом остатке? Согласно данным с сайта Правительства Ульяновской области, из 22 членов областного правительства восемь имеют ученые степени, причем все защитились до 2010 года. А значит,призыв главы региона грызть гранит науки дал нулевой выхлоп. Что само по себе, может быть, и неплохо: в России разгорается скандал вокруг научных работ чиновников. А система «Антиплагиат», через которую перед защитой будут пропускать все диссертации, работая в тестовом режиме, выдает сенсационные данные – от 15 до 35% заимствований в научных трудах «слуг государевых» весьма высокого ранга.
Есть ли в принципе какая-нибудь связь между профессионализмомгосслужащих и их «остепененностью»? Министр образования Ульяновской области и кандидат филологических наук Екатерина Уба считает, что занятие наукой - на пользу карьере, потому что «структурирует мозги». Министр экономики Олег Асмус, изучая проблемы социально-экономического развития депрессивных регионов, защитил не только кандидатскую, но и докторскую диссертации. Правда, и Уба, и Асмус защитились еще в доминистерскую пору.
Эксперты считают, что плагиат в научных работах чиновников вполне логичен: научный труд требует времени, сил, погружения. И тут уж – либо ты ученый, либо чиновник, в противном случае, - ни то ни другое, а, значит, даром ешь хлеб.
Профессор, доктор технических наук Исаак Гринберг считает, что массовое вступление членов ульяновского правительства на путь науки невозможен отнюдь не из-за недостатка времени.
- При желании можно найти время, чтобы написать научный труд, не отрываясь от основной работы. Но в основе научного труда всегда лежит что-то новое, это обязательно творческий процесс. Для него нужен и внутренний посыл, и способности. Поэтому запланировать массовое написание диссертаций нельзя.
Власть ученая или профессиональная?
Тяга к «степеням» у чиновников обострилась последние лет 10-15. У губернатора Горячева ученой степени не было, но его преемник, «генерал-губернатор» Шаманов уже был кандидатом социологических наук. Губернатор Морозов – кандидат экономических наук, причем в СМИ не раз упоминалось о его планах защитить докторскую диссертацию.
Не было никаких ученых степеней ни у первого секретаря обкома Анатолия Скочилова и председателя облисполкома Владимира Васильева, при которых Ульяновская область пережила истинную перестройку из аграрного региона в крупныйпромышленный. Скочилов закончил сельскохозяйственный институт, Васильев – железнодорожный. Оба –выпускники высшей партийной школы при ЦК КПСС, что само по себе подразумевало защиту кандидатской диссертации. Но ни тот, ни другой этим не воспользовались, хотя были «умнейшими и образованнейшими людьми», подчеркивает автор книг о Скочилове и Васильеве журналист и литератор Геннадий Демочкин:
- Они были мощными аналитиками. Владимир Петрович, погружаясь в проблемы какого-либо предприятия, обкладывался книгами, изучал тему досконально. За каждым запросом Анатолия Андриановича в ЦК КПСС была колоссальная работа – цифры, факты, обоснования, почему то ли иное предприятие надо или не надо размещать на территории области. С такой базой знаний им ничего не стоило защитить кандидатские или даже докторские диссертации, но тогда было принято оглядываться на то, что «люди скажут». А люди могли удивиться: дескать, что же власти больше делать нечего.