Примерное время чтения: 10 минут
223

Уроки армянского. Как Кавказ поселился в сердце Ульяновской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ - Ульяновск 41 12/10/2022
из архива семьи Оганян / Предоставлено автором

Не помню уже, когда я заболел интересом к Армении. Наверное, ещё в школьные годы, когда вдруг обнаружил, что многое в нашем Приволжском крае связано с этой далёкой южной республикой.

Строители от Бога

Первым главврачом в местной больнице в начале тридцатых годов у нас в Новоспасском был армянин по фамилии Бадальянц, с таким редким для нашего уха именем - Ованес Христофорович. Это был специалист широкого спектра действия, профессор не по научному статусу, а по своему делу. Мои односельчане, люди старшего поколения, долго помнили этого человека. В 60-70-е годы уроженцев Армении часто можно было встретить на стройках района. Не бригады шабашников, так было бы привычнее, а настоящие строители, что не удивительно. По общему мнению, армяне природные строители. Не зря говорят, что в армянских сёлах мужчина может быть официально по профессии кем угодно: трактористом, виноградарем, даже пастухом, но в душе он все равно строитель. И это в народе самое высокое, самое почётное звание.

В духе уважения к этой замечательной профессии рос уроженец сельского района Грузии, армянский паренёк Ваак Оганян, и, видимо, поэтому, когда заканчивал он школу, в том, кем стать, сомнений не было. Строителем и больше никем. На учебу Ваак поступил в Ереванский политехнический институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Учился с удовольствием. Что называется, «вгрызался» в будущую профессию так, чтобы знать о ней как можно больше, доходить до самых незначительных, на первый взгляд, мелочей. В 1984 году институт остался позади.
Досое
Ваак Оганян. Родился в 1956 году в Грузии. Окончил Ереванский политехнический институт, приехал в Новоспасский район по распределению и уже никуда не уезжал. Дети получили высшее образование в Самаре, живут и работают в Ульяновске.

Перед молодым специалистом раскинулся необъятный Советский Союз, представлявший, как образно тогда говорили, гигантскую строительную площадку. Строили тогда везде и строили много. Всюду нужны были люди, желающие работать и не боящиеся трудностей. Выпускник Оганян получил направление в Ульяновскую область, Новоспасский район, село Суруловка, бывшее центральной усадьбой колхоза имени Дзержинского. Посланца армянского народа тепло встретили в русском колхозе, предложили сразу должность прораба. Хозяйство в то время переживало настоящий строительный бум. Совсем недавно было возведено здание школы, но впереди предстояло построить ещё много чего, в том числе сельский дом культуры, детский сад, магазин, а также гаражи и жильё для специалистов и колхозников. 

Хорошо работать и зарабатывать

«В то время мы были молоды, - вспоминает Ваак Вараздатович. - Интерес к работе был колоссальный. Хотелось показать, на что ты способен. Руководство нас, молодых, в этом плане очень сильно поддерживало. С уважением вспоминаю председателей колхоза Михаила Петровича Каштанова, а также Николая Георгиевича Гурьянова, давших путевку в жизнь мне, молодому строителю». 

В течение длительного времени мастером по строительству, а значит, ближайшим помощником Оганяна, был Александр Ильич Кокин, ныне председатель районного совета ветеранов войны и труда. Он, как местный уроженец, был полон энтузиазма, очень хотел, чтобы планов громадьё воплотилось в жизнь. 

«Мне по службе много приходилось ездить по области. Бывал в Кузоватово, в Новоульяновске, часто наезжал в соседнюю Сызрань, и всегда все вопросы удавалось решать. Все относились с пониманием и помогали. Не было такого, чтобы командировка прошла безрезультатно, - вспоминает Ваак Вараздатович. - На стройке в то время собрался настоящий интернационал. Кого только не было! Конечно, большинство составляли армяне, но были люди и других национальностей -  грузины, азербайджанцы, чеченцы, одним словом, чуть ли не весь Кавказ был представлен в строительных бригадах. Все хотели хорошо работать и заработать, и всем создавались для этого условия. Было бы, как говорится, желание. И, главное, работали и жили дружно. Никаких крупных недоразумений, тем более, разладов, выяснения отношений не возникало.  Даже не верится, что была такая жизнь! Сегодня то здесь, то там вспыхивают конфликты, бушуют войны. Раньше об этом даже не могли подумать. Работа приносила удовольствие, ощущение того, что твой труд нужен людям, создавало хорошее, приподнятое настроение.

Жилой дом, построенный руками нашего героя.
Жилой дом, построенный руками нашего героя. Фото: Предоставлено автором

 

Жизнь для себя и других

Во время работы на колхозных стройках прораб Оганян обрёл свое личное счастье. Его супругой стала - Марьям Мамиконовна. Вот ведь, судьба. Армянка по рождению, педагог по образованию, она работала в детском саду, который был построен её женихом, а потом уже мужем. У четы Оганян родилось двое детей - сын Геворк и дочь Нина. Оба учились в Самаре, Геворк по линии нефти и газа, Нина – экономист. В семье знают, помнят и чтут армянские традиции. Когда сын решил жениться, он попросил у родителей благословения на брак. Сегодня у него двое замечательных детей – дочь Ева и сын Давид. Имена детям давали от героев армянского эпоса. Что поразительно, Геворк знает историю со времен великой Аварайрская битвы 451 года.  Это сражение — один из символов бессмертия армянского народа, его свободы и христианского духа. Это примерно то же самое, что для русских Куликовская битва. Но многие ли помнят об этом, кроме историков?

Сегодня сын и дочь Ваака Оганяна уже вполне взрослые, уважаемые и самостоятельные люди.

Народная пословица утверждает: «Друзья познаются в беде».  Когда в 1988 году в Армении произошло сильнейшее землетрясение, руководство колхоза имени Дзержинского выделило два КАМАЗА со стройматериалами, а также продовольствием, и отправило в пострадавшие армянские города и поселения. 

Случившегося несчастье в Армении, конечно же, не дало повернуть вспять нормальную жизнь простых людей, к какой бы национальности они не относились. Все трудились и помогали друг другу. Гораздо хуже любого природного катаклизма тот развал, который пришлось пережить в 90-е годы. Совсем не случайно этот период был назван в народе «лихие 90-е». По ветру было пущено многое, и прежде всего, результаты созидательного труда миллионов людей. Многое было упущено и в колхозе имени Дзержинского, где столько было сделано для людей в разные годы. Прекратил свое существование колхоз, который на всю область славился своими передовиками, но все-таки многое удалось сохранить. Работает сельский дом культуры, детский сад, магазин, который построили в 80-е годы под руководством Оганяна. В домах, построенных им и его «командой» (так говорят о них жители Суруловки), продолжается жизнь. Как память о счастливом времени созидания осталась улица из жилых домов и прочих объектов, которая называется Молодежная, да и как, скажите, можно ее по-другому назвать! Ведь строилась она преимущественно молодыми людьми. Их задора, молодого желания работать хватало на многое. 

Школа, построенная командой Ваака Оганяна.
Школа, построенная командой Ваака Оганяна. Фото: Предоставлено автором
Та самая улица Молодёжная.
Та самая улица Молодёжная. Фото: Предоставлено автором

В 90-е годы Ваак Вараздатович уехал из Суруловки и продолжал свою деятельность уже в Новоспасском. Работал в нефтяной кампании и строил в основном дома для специалистов нефтяной отрасли. В настоящее время работает заместителем генерального директора в ООО «Центротех» по строительству. Дважды его товарищи перечисляли однодневный заработок в помощь Донбассу. Дважды на своём транспорте отвозили детям Донбасса гуманитарную помощь из Ульяновска. Сейчас готовятся отвезти непокорённому Донбассу необходимые им стройматериалы.

Все вместе?

Ваак Вараздатович постоянно встречается со своими соплеменниками, а для этого ему совсем не надо ездить на историческую родину. В Новоспасском районе проживает довольно значительная армянская диаспора. И это не только строители, но и люди самых разных специальностей. От водителей до преподавателей музыки. Памятью о далёкой прародине звучит название кафе, которое ещё недавно находилось в центре рабочего поселка. Оно называлось «Севан». Сегодня по объективным причинам оно не работает, но память о встречах в нем людей разных национальностей до сих пор жива. Просто все свои   важные встречи жители непобеждённой страны перенесли в собственные дома, построенные в Новоспасском. На новом кладбище в рабочем поселке все больше занимает место уголок, отведенный последователям армянской григорианской церкви. Говорят, что скоро здесь появится хачкар - ритуальный каменный крест. 

«Все праздничные и печальные события наши армяне встречают вместе», - рассказывает Ваак Вараздатович. 

Вот так прижились в русском районе уроженцы далёкой закавказской республики. Отвечаю на вопрос, почему пишу об этом полюбившемся мне народе. У них есть чему поучиться: верность традициям, уважению к женщине-матери, стремление защитить свою духовную культуру. Сколько раз чужеземные захватчики пытались уничтожить армянский народ, навязать ему свою веру и обычаи, но где сегодня все эти вавилоняне, ассирийцы, скифы, гунны и хазары. Ушли они с мировой арены и, порой, бесследно исчезли. А армяне живут и поныне. Ежегодно у нас проводится фестиваль «Мы вместе», призванный вроде бы с благой целью побольше узнать о народах и национальностях, населяющих наш район. Увы, в основном всё это связано, да простят мне всегдашние устроители этих мероприятий, к банальной обжираловке, смакованию блюд национальной кухни. Если говорить применительно к армянам, то это обязательная долма, с обязательной дискуссией при посещении армянского подворья, какое кушанье лучше - с капустой или виноградными листьями. Думается, что ещё мы мало знаем культуру этого древнего, много лет живущего с нами бок о бок народа, и задача в том, чтобы изучить ее как можно лучше. Это бы пошло на пользу всем. И тогда мы бы точно оправдали название фестиваля. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах