Примерное время чтения: 9 минут
501

«Она как живая». Режиссёр Хотиненко о Тёте Вале и искусственном интеллекте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ - Ульяновск 33 16/08/2023

В Ульяновске завершился XIV Международный фестиваль кино и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души». Его почётный президент - народный артист РФ, член Европейской киноакадемии, кинорежиссёр, сценарист, актёр и педагог Владимир Хотиненко - не только постоянно находился в центре событий фестиваля, но и нашёл время поделиться с читателями «АиФ» в Ульяновске» своими взглядами на жизнь и творчество, а также на те вероятные проблемы, с которыми в обозримом будущем предстоит столкнуться человечеству.

Досье
Владимир Хотиненко. Кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист России. Родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт, затем служил во внутренних войсках МВД СССР. С 1978 по 1982 год как художник-постановщик участвовал в съёмках нескольких фильмов Свердловской киностудии. В 1982 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Никиты Михалкова). Как режиссёр создал более тридцати фильмов и сериалов. Член Союза кинематографистов РФ и правления Гильдии кинорежиссёров России.

Дух витает

С. Юрьев, ul.aif.ru: Владимир Иванович, каждый кинофестиваль занимает определённое место в фестивальной жизни страны и мира. Как бы вы определили роль и значение фестиваля «От всей души»?

В. Хотиненко: Этот фестиваль нашёл свою нишу совершенно естественным путём. Я не первый раз здесь и не устаю повторять: дело не в названии, не в определении − «фестиваль кино и телепрограмм для семейного просмотра», а в той непередаваемой атмосфере, которую создаёт дух Валентины Михайловны, который здесь буквально витает…

− А вы были с ней знакомы?

− К сожалению, нет. Но сейчас у меня возникает ощущение, что был знаком! Даже не был, а просто знаком. Человек жив, пока о нём помнят. И здесь, на фестивале, она буквально присутствует как живая, создавая неповторимый тёплый оттенок всему, что здесь происходит, в том числе и общению. Я не говорю, что фестиваль «От всей души» чем-то лучше или хуже других – это в принципе не важно. Дух Тёти Вали, словно чайка, парит над этим фестивалем – и это не фигура речи. Я это ощущаю каждый раз, когда бываю здесь. Здесь происходят неожиданные события, неожиданные встречи, но тёплая душевная атмосфера – неизменная примета этого фестиваля, не зависимо от того, какие фильмы на нём представлены.

Мы толком не знаем, что такое чувство

− Фестиваль называется «От всей души»… Но у меня создаётся такое впечатление, что в большинстве фильмов, которые снимаются в последние десятилетия – и в России, и за рубежом, – душа отодвигается на задний план, а в приоритете всякого рода  экшен, зрелищность, интрига…

− Согласен. Я об этом говорю в каждом своём интервью: произошла некая эрозия души, и часто человека просто не видно за всяческой динамикой, внешними эффектами… Я очень надеюсь, что эта примета времени не навсегда, что это пройдёт. Может быть, это выглядит сейчас лишь как красивые надежды, но есть закон жизни, согласно которому всё чередуется, и многие явно ощущают дефицит духовной стороны в искусстве, в том числе и в искусстве кино. И уже есть признаки того, что этот дефицит начинает восполняться. Всё наладится, если мы не падём жертвой искусственного интеллекта…

На ковровой дорожке фестиваля «От всей души»
На ковровой дорожке фестиваля «От всей души» Фото: Правительство Ульяновской области

− Думаете, это настолько серьёзно?

− Думаю, что это самая актуальная тема, и преуменьшать степень опасности нельзя ни в коем случае.  В Голливуде нередко сценарии пишутся нейросетями, и уже созданы 3D-модели актёров, которые сохраняют не только внешность и голос оригиналов, но и характеры, и манеры... Так что там актёры и сценаристы бастуют не зря. Возможно, им занижают зарплаты, чтобы вытеснить из процесса создания фильмов, а всю работу передать искусственному интеллекту, который обходится дешевле.  

− Но задачи-то искусственному интеллекту ставит человек…

− Не факт! Мы сейчас пишем со студентами ВГИКа сценарий и решили интереса ради пообщаться с искусственным интеллектом… И на вопрос: «В чём суть истории, брат?»  через некоторое – очень короткое − время получаем ответ, от которого волосы дыбом и у молодёжи, и у меня: «Прошу прощения за моё предыдущее некорректное определения фильма…». И в этом ответе заложено некое подобие эмоции. Искусственный интеллект имеет грандиозного размера источники информации – такого, что в наш мозг просто не поместится. И соображает он несравненно быстрее. И единственное, на что нам остаётся надеяться, – отсутствие у него каких-либо чувств.

− Но мы и сами толком не знаем, что такое чувства?

− Вот именно! Надеяться-то мы можем, но уверенности нет и быть не может. Есть универсальное и очень ёмкое определение любви, которое дал апостол Павел в «Послании к коринфянам». Любопытно, как искусственный интеллект на него отреагирует…

− Ничто не мешает узнать…

− Именно это и пришло мне только что в голову. Но мы, люди, держимся именно за это чувство…

− С другой стороны, едва ли искусственный интеллект наделён такими свойственными человеку чертами, как мания величия, честолюбие…

− А вот не знаю! После той беседы с искусственным интеллектом я уже ни в чём не могу быть уверен. Думаю, что и Маск толком не знает, что это такое – искусственный интеллект. Так что нас ждёт много интересного и очень неожиданного… Может быть, само сотворение человека – ничтожная стадия на пути к созданию искусственного интеллекта. История нашей цивилизации, войны, революции, технический прогресс, искусство и философия – всё это может оказаться лишь промежуточным звеном на пути создания чего-то более совершенного.

На одном из мероприятий кинофестиваля.

На открытии выставки «Дорогая тётя Валя...» в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А. Гончарова. Фото: Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

− Но от таких мыслей можно прийти и к совершенно непоправимым поступкам…

− Я как человек православный и воцерковлённый не думаю, что последствия могут быть фатальными. Я в Бога верю. И Бор, и Эйнштейн, великие мыслители, которые познали бесконечность, верили в Бога. Так что нет никакого противоречия между наукой и религией… Должны быть некие вехи, островки, точки опоры. И для меня таковыми служат, в том числе, такие фестивали, как «От всей души». Сам факт, что жила и продолжает жить в нашей памяти такой человек, как Валентина Леонтьева, – это один из тех островков, на которые в этой жизни можно опереться.

Кстати
В рамках кинофестиваля «От всей души» 1 августа в краеведческом музее им. Гончарова открылась выставка «Дорогая тетя Валя…». Экспозиция посвящена Валентине Михайловне Леонтьевой – легендарному диктору Центрального телевидения, народной артистке СССР, лауреату Государственной премии СССР и Национальной телевизионной премии «Тэфи-2000», известной ведущей любимых советскими телезрителями программ «От всей души», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!», «Умелые руки». Выставка продлится до 10 сентября.

Каждому времени – свои символы

− Но вернёмся к состоянию современного кинематографа. Не успеют снять фильм или сериал – заранее объявляют его долгожданным, а мерилом успеха становятся не художественные достоинства, а кассовые сборы...

− Что касается заранее «долгожданных», это, конечно, смешно… Я довольно много преподаю, и каждый год ко мне что называется «с мороза» приходят молодые люди, живущее своим временем. И с моей стороны было бы нелепо утверждать, что когда-то и небо было голубей, и деревья были выше, и даже звёзды ярче светили. Я на это не имею права. Чтобы им что-то передать, я должен с ними общаться на понятном им языке. Иначе я превращусь в старого пня, который пытается их учить тому, что им не нужно. Я учусь понимать их и время, которое им принадлежит. Я никогда не пытаюсь сделать из них копию себя. Стенать и критиковать молодёжь можно сколько угодно. Этим занимались многие поколения с глубокой древности. Мной когда-то тоже многие были недовольны за длинные волосы и любовь к «РоллингСтоунз»…

− Ещё в древнеегипетских папирусах встречаются записи о том, какая пошла молодёжь – хамоватая, ленивая и тупая…

− Да, ко многому стоит относиться с юмором, несмотря на драматизм ситуации. Мне бывает интересно такое сочетание.  Несколько лет назад я снимал документальный сериал «Паломничество в вечный город», сотрудничая и с Православной церковью, и с Ватиканом. До раскола 1054 года у нас была единая церковь. Фильм о первомучениках. Снимать нам разрешили там, где раньше не позволяли этого никому. В подземельях раннехристианских храмов Рима обнаружили на сохранившихся фресках ярко выраженные фаллические символы.  И в те времена люди не воспринимали это как какую-то пошлость. Для них это был символ мужественности и силы. Так что каждому времени – свои смыслы и символы. Вот сейчас мы говорим о космосе, об искусственном интеллекте, а человек во все времена остаётся человеком. Ущипни – и ему будет больно. А чем ущипнёшь искусственный интеллект? Мне студенты недавно рассказали, что в США испытывали симулятор: отправили условный бомбардировщик в сторону России, рассчитывая на систему отмены команды. Отменили. Бомбардировщик разворачивается, бомбит точку, откуда пришла команда на отмену задания и возвращается на свой первоначальный маршрут. 

− Ну, раз мы дошли до такого рода соображений, наверное, уместно задать фундаментальный вопрос: какое, по вашему мнению, уготовано будущее искусству, творчеству, кинематографу да и человечеству вообще?

− Если бы я сделал попытку ответить на этот вопрос, я выглядел бы полным идиотом! Этого не знает никто. Мы можем во что-то верить, на что-то надеться. Знаю одно: сущность человеческую у каждого из нас не сможет отнять никто – ни общество, ни политики, ни искусственный интеллект.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах