Примерное время чтения: 9 минут
294

Музыка для души. Организатор Рафаэль Идрисов о фестивале «Мама Таня Фест»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ - Ульяновск 32 09/08/2023
На фестивальной сцене Александр Артамонов и Елена Андреева.
На фестивальной сцене Александр Артамонов и Елена Андреева. / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

В конце июля в живописной рощице на берегу Черемшанского залива, близ села Никольское-на-Черемшане, состоялся музыкальный фестиваль «Мама Таня Фест», организованный в память о Татьяне Ивановне Кожевниковой, которая основала димитровградский клуб самодеятельной песни «Диалог», была его бессменным руководителем и ушла из жизни в октябре прошлого года. О том, как задумывался фестиваль и какова роль личности в становлении культуры не в столичных дворцах, а на поляне, пляже и ДК, рассказал организатор фестиваля Рафаэль Идрисов.

Досье
Рафаэль Идрисов. Родился в Ульяновске в 1972 году. Детство и юность провёл в Димитровграде, играл на баяне в оркестре народных инструментов ДК «Восход», в настоящее время – гитарист эстрадного коллектива «Метроном». Окончил Димитровградский институт технологии, управления и дизайна. Женат, трое детей. Работает инженером-строителем на НИИАРе. Организацией музыкальных фестивалей занимается с начала 90-х.

В пляжном формате

С. Юрьев, ul.aif.ru: Рафаэль, что заставляет вас заниматься организацией музыкальных фестивалей, в том числе и этого? Насколько я знаю, прибыли с этого никакой, а хлопот – выше крыши…

Р. Идрисов: Я этим делом занимаюсь с начала 90-х. Что поделаешь – это «болезнь», которая неизлечима. Я вообще считаю, что человек должен заниматься чем-то для души. Не думаю, что жизнь, посвящённую исключительно зарабатыванию денег, можно считать полноценной. Сначала это были рок-фестивали. Рок-музыка была в последнее десятилетие прошлого века фантастически популярна, да и сейчас у неё немало поклонников. Некоторое время я жил в Самаре и там четыре года работал звукорежиссёром, в том числе на юбилейном, XXX Грушинском фестивале, где обеспечивал звуком «Гору». Так что в какой-то мере для меня фестивали связаны с одной из профессий, которые мне удалось освоить. В 2010 году я с семьёй вернулся в Димитровград, и здесь эта тема нашла продолжение.

− А почему потянуло именно к этому месту? Ведь именно здесь вы проводили фестивали пиратской песни «Тортуга», а теперь «Мама Таня Фест», который, я надеюсь, станет традиционным.

− Дело, конечно, не только в том, что здесь красиво, удобно и есть где купаться… Некоторое время назад мы обзавелись загородной недвижимостью – приобрели дачу в Никольском-на-Черемшане. Естественно, приступили к изучению окрестностей села, и однажды просто пришла мысль: как было бы здорово, если здесь будет ещё и фестиваль – в летнем, пляжном, туристическом формате. Я поговорил об этом с главой поселения Евгением Юрьевичем Бартновым, и он этому делу дал зелёный свет, обещал всяческую поддержку, в том числе и административным ресурсом. За это ему огромное спасибо. Но, конечно, я целиком отвечаю за порядок на поляне и за то, что здесь останется после того, как разъедутся гости и участники фестиваля. К счастью, люди здесь собираются в основном ответственные, они не позволяют себе оставлять после себя мусор. Это, кстати, для меня знак, что звучит здесь именно та музыка, которая привлекает людей, наделённых музыкальным вкусом и уровнем культуры выше среднего. Впервые здесь мы провели «Тортугу» в 2018 году. Правда, не в лесу, а прямо на берегу залива – на пляже. Приезжали гости из Самары, Саратова, Ульяновска…

− На пиратских кораблях?

− Не все, конечно, но многие. Хотя нынешний фестиваль к пиратской тематике отношения не имеет, но и сегодня на рейде стоит судно с «Весёлым Роджером» на мачте… Всё-таки уже состоялось три «Тортуги», и соответствующие традиции успели сложиться. Но однажды оказалось, что, кроме рок-музыки, мне интересны и песни бардов. Моя супруга – профессиональный музыкант и практически выросла в бардовской среде. Мы с ней ездим и на Грушинский фестиваль, и к вам в Ломы. Во времена ковидных ограничений 2021 года, когда «Грушу» отменили, мы провели фестиваль авторской песни здесь – в те же числа, когда должен был проходить Грушинский фестиваль. Именно тогда на наш фестиваль приехала Мама Таня, слушала, смотрела, общалась. Ей всё понравилось. Сказала, что почин добрый и надо продолжать.

Помимо концертной программы на фестивале проходили различные конкурсы и мастер-классы. Например, по возведению фигур из песка.
Помимо концертной программы на фестивале проходили различные конкурсы и мастер-классы. Например, по возведению фигур из песка. Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Жанр – не главное

− Насколько я знаю, Татьяна Ивановна была человеком предельно искренним и кривить душой не стала бы. Если ей что-то не нравилось, она так и говорила, не стараясь кому-то угождать. Кстати, я был на одной из «Тортуг», и, помнится, там звучали не только пиратские песни.

− Да мы вообще не ставим жёстких рамок, не требуем придерживаться какого-то формата. Главное – чтобы это была хорошая честная музыка. От основного круга исполнителей, которые к нам приезжают, мы заранее знаем, чего ждать. Главное, чтобы каждый пел от души – то, что ему хочется. Кстати, любителей попсы сюда почему-то не тянет. Но многие, кто выходил здесь на эстраду, старались придерживаться пиратской или хотя бы морской тематики. Но, повторяю, это не было обязательным условием.  На первую «Тортугу» к нам приезжала фолк-рок-группа из Самары «Эффект Фассбендера». Ребята делают обработки старых ирландских, в том числе и моряцких и рыбацких, песен и поют их в собственных переводах на русский язык. Во времена промышленной революции китовый жир был стратегическим ресурсом, а в основном китобойным промыслом занимались именно ирландцы, поэтому моряцко-рыбацкая песня стала одной из основ их национальной культуры.

− И всё-таки, какие-то требования, чтобы попасть на сцену этого фестиваля, наверняка существуют. Как их можно сформулировать?

− Есть у нас группа товарищей, и решения принимаются коллегиально. Если никто из нас близко с творчеством исполнителя не знаком, то мы просим прислать видеоролик. Концертная съёмка – это самый честный способ показать то, что ты можешь. Естественно, мы оцениваем уровень исполнителя. Мы должны быть разборчивы, потому что от этого зависят уровень фестиваля, настроение и реакция публики. Всё-таки хочется, чтобы люди не были разочарованы. Конкретно на этом фестивале собрались исполнители, которых мы хорошо знаем. Репертуар каждого из них отчасти регулировала только публика. Из «зала» доносились голоса с просьбой спеть что-то конкретное. И, как правило, получали то, что хотели…  Да, мы выбираем исполнителей, но каждый из них имеет полную свободу в выборе репертуара.

− А то, что этот фестиваль посвящён памяти Татьяны Ивановны Кожевниковой и в каком-то смысле имел несколько мемориальный характер, как-то отразилось на содержании концертов?

− Отразилось, но не скажу, чтобы радикально. Мама Таня была человеком широких взглядов, она направляла и воспитывала многих музыкантов, авторов-исполнителей из Димитровграда и не только. Например, ансамбль «Баумана, 33», лауреат многих фестивалей, в том числе и Грушинского, – её детище. Все репетиции проходили у неё дома – в Димитровграде, на улице Баумана, в доме 33.  Её домашний адрес увековечен в названии этого коллектива. И сейчас на поляне собралась публика постарше, посерьёзнее, чем это бывает обычно. Всё-таки в авторской песне текст играет несколько большую роль, чем в рок-музыке…

− Но это вопрос спорный. Некоторые рок-исполнители очень серьёзно подходят к тексту.

− Некоторые, но не все.

Продолжение будет

− Конечно, такие люди, как Мама Таня, достойны того, чтобы их помнили долго. Но что послужило конкретным посылом, чтобы посвятить ей фестиваль?

− Фестиваль делал целый коллектив организаторов, и у каждого наверняка были свои мотивы. Лично для меня толчком стал тот разговор, который у нас состоялся в 2021 году на фестивале, что проводился как альтернатива несостоявшейся «Груше». Тот разговор стал для меня знаковым, он расширил мои представления о музыке, о творчестве. Так что, я думаю, стоило не просто провести фестиваль её памяти, но и сделать его традиционным. Мама Таня – удивительный человек, и о ней как-то даже не хочется говорить в прошедшем времени. Как бы там ни было, но её дух будет витать над этой поляной, давая определённый настрой происходящему. Она умела зарядить людей на творчество, буквально сказав всего несколько слов. Но это всегда были самые нужные, самые важные слова. Она умела находить людей и вдохновлять их, умела выслушать и понять каждого, дать добрый совет. А фестивали, посвящённые ей, конечно, должны продолжаться. Но всё это − в будущем. А сейчас надо, чтобы прошло какое-то время, и можно будет без суеты оценить итоги прошедшего фестиваля.

− Обычно на местных фестивалях народа в общем-то немного. Нет желания расширить аудиторию?

− Никто не властен над тем, что будет, но у нас нет цели добиваться некой массовости. Это абсолютно некоммерческое мероприятие. Никаких выгодоприобретателей в финансовом плане здесь нет и, я надеюсь, не будет. За места на поляне и стоянку автомобилей здесь никто никому не платит. Расходы, конечно, есть, например, тот же генератор, без которого невозможна озвучка, бензин кушает. Но справляемся – силами и средствами тех людей, которым интересно, чтобы этот фестиваль состоялся. Главным для нас было и остаётся – собрать адекватную, любящую хорошую музыку публику, которая в состоянии по достоинству оценить творчество музыкантов и поэтов, которые пишут не затем, чтобы продать талант.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах