Истец требует публичного признания рекламы «Яндекс - найдется все» недостоверной, а действия по фильтрации сайтов ограничивающими права и свободы граждан на поиск и получение информации. Сам Денис КОРКОДИНОВ признался, что в данный момент не сможет присутствовать в суде лично, поэтому заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Также он рассчитывает на удовлетворение ходатайства о привлечении в качестве третьих лиц Федеральной антимонопольной службы и Роспатента.
Фильтры vs Конституция
- Денис Павлович, как вы обнаружили, что в поисковике «Яндекс» найдется не все?
- 31 мая 2012 года я проводил мониторинг региональных СМИ, в итоге я обнаружил, что не все сайты региональных средств массовой информации, равно как и сайты юридических и физических лиц были проиндексированы «Яндексом». Например, по запросу слова «СМИ» «Yandex» выдает 172 млн. ссылок, тогда как «Google» — 179 млн., а на запрос фамилии «Коркодинов» первый поисковик предлагает 8443 страницы, тогда как второй - 11 тысяч.
Причиной получения пользователями «Яндекс» неполной информации являются интернет-фильтры: АГС-17 и АГС-30, которые препятствуют идентификации, в том числе тех веб-сайтов, которые полностью соответствуют действующему законодательству, то есть не содержат информацию порнографического, экстремистского, оскорбительного, клеветнического содержания. Таким образом, данная компания ограничивает конституционное право граждан на свободный поиск и получение информации и нарушает ст. 5. ч.1. ФЗ № 38 «О рекламе», согласно которой недостоверная реклама недопустима.
- Вы выдвинули обвинение против крупной компании, наверняка в этом деле есть подводные камни?
- Наибольшую юридическую сложность в рассматриваемом деле представляет то обстоятельство, что рекламный слоган «найдётся всё», зарегистрирован в качестве товарного знака (регистрационный №309375 от 26.06.2006 г.). А это означает, что компания «Яндекс» вправе его использовать любым, не противоречащим закону способом. Однако это не отменяет действие федерального закона о рекламе.
«Я себя не пиарю – это делают СМИ»
- Какова реакция компании «Яндекс»?
- Представители ООО «Яндекс» пока воздерживаются от комментариев, потому что не получили исковое заявление касательно данного дела. Я направил в районный московский суд два экземпляра своего иска, судебное делопроизводство подразумевает, что они должны отослать второй экземпляр в «Яндекс». Вероятно, возникли проблемы с почтовой связью. Если до 2 июля компания не получит иск, ответчик может и не явиться в суд.
- Кто вас поддерживает в этом деле?
- В сети я познакомился с писателем из Тулы Денисом Шориным, который в 2009 году тоже столкнулся с проблемой «яндекс-фильтров». Произведения и статьи Дениса, опубликованные на других сайтах (порой даже без ссылки на автора), поисковик обнаруживал, а его личный сайт поисковиком данной компании не индексировался. Однако дело было решено в досудебном порядке, после подачи официальной претензии в «Яндекс».
- Многие пользователи блогосферы считают ваши действия самопиаром…
- Пиар создаю не я, а средства массовой информации. О намерении судиться с интернет-компанией я сообщил в личном блоге, после этого и начались вопросы журналистов.
- Почему такая большая сумма иска – 10 миллионов рублей?
- Учитывая размер финансовых активов компании, информация о которых имеется в открытом доступе на официальном сайте «Яндекс», 10 миллионов не такая большая сумма: раскручивая недостоверную рекламу, фирма за год заработала 5 миллиардов рублей.
Фифти-фифти
- Насколько хорошо вы разбираетесь в интернет-технологиях?
- Я не эксперт, но уверенный пользователь сети с 1997 года.
- Другие поисковые системы тоже используют те или иные способы фильтрации, вас это не смущает?
- Но остальные кампании не заявляют, что с помощью их поисковика можно найти все. Тот же «Google», предоставляя более полную информацию, ведет себя куда скромнее. «Яндекс» же вводит в заблуждение своих пользователей, я отношу этот обман на свой счет.
- Как оцениваете свои шансы в суде?
- По поводу возмещения морального вреда оцениваю свои шансы как 50/50, а шансы на удовлетворение иска по поводу публичного признания рекламы недостоверной считаю достаточными.
Дареному коню в зубы не смотрят
Правозащитник Игорь КОРНИЛОВ, считает, что шансы выиграть дело у Дениса Коркодинова нулевые:
- У нас множество различных поисковиков, и пользователь вправе выбрать любой, никто не заставляет г-на Коркодинова пользоваться именно «Яндексом». Более того, поисковик этой фирмы – бесплатный программный продукт, условия использования которого определены компанией в пользовательском соглашении, и к нарушению прав человека это не имеет никакого отношения. Как говорится, дареному коню в зубы не смотрят. Дело в том, что Коркодинов, как пользователь, не может настроить поисковик «Яндекс» под себя. Исключив умеренную фильтрацию, можно получать информацию в полном объеме. Я считаю, что нельзя воспринимать слоган «найдется все» буквально. Некоторые сайты содержат вредоносную информацию, вирусы и порнографию, в этом плане действия кампании по ограничению доступа вполне обоснованы.
Справка «АиФ»:
АГС-17 — интернет-фильтр, который ищет на просторах всемирной паутины страницы с одинаковым материалом. Та страница, которая попала в индекс не первой, поисковиком обнаруживаться не будет.
АГС-30— более современная версия АГС-17. Этот фильтр учитывает совокупность огромного множества факторов: посещаемость сайта, качество контента, его уникальность, полезность и т.д.