18 ноября 2011 года исполняется 25 лет Российскому Фонду культуры.
Вот уже 21 год Виктор Иванов работает в ульяновском филиале Фонда - сначала заместителем, а затем директором. Он – гость сегодняшнего номера «АиФ в Ульяновске».
В роли Ленина
В юности Виктор Александрович играл вождя мирового пролетариата. Тоже юного. Рано образующаяся лысина, небольшая бородка – ни дать ни взять Ильич. Опасались, что университетское начальство подобных вольностей не пропустит. Однако ставить спектакль в Казанский университет приехал сам автор поэмы Евгений Евтушенко и с ним артисты Качаловского театра.
Виктору, возглавлявшему на тот момент университетскую художественную самодеятельность, доверили надеть музейный студенческий китель, в котором он и играл Ульянова-студента. Спектакль по поэме шел в университете в течение трех лет.
В то время народ зачитывался поэмами Евтушенко «Братская ГЭС» и «Казанский университет», Булат Окуджава пел о комиссарах в пыльных шлемах и комсомольских богинях, и личность Ленина не вызывала никаких сомнений в своей прогрессивности. Ближе к перестройке многие изменили свои взгляды. Отношение Виктора Иванова к сыгранному им персонажу и сегодня осталось прежним. Ленин, безусловно, гениален. Если бы взять то лучшее, что было в нашем обществе и реформировать его эволюционным путем, развивались бы сегодня не хуже Китая, - считает он.
Художественная самодеятельность
Родился Виктор Иванов в Инзе в 1951 году, здесь же закончил школу. Отслужил в армии – был командиром танка, после чего поступил в Казанский государственный университет на историко-филологический факультет по специальности «преподаватель научного коммунизма и обществоведения», с 3 курса специализировался по философии.
И стал культоргом 30-тысячного университета. «Студенческие весны», концерты самодеятельности – вся их организация была на плечах студента Иванова. С Евтушенко общались достаточно тесно и неформально.
Вообще, в Казани традиционно было развито бардовское направление. Виктор, организуя концерты в университете, успел познакомиться и пообщаться со многими бардами страны. Несколько раз были с выступлениями Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Клячкин, Борис Львович, Дмитрий Бикчентаев… Известный автор-исполнитель Леонид Сергеев в то время сам подвизался в комитете комсомола университета. Вместе занимались организационно-концертной деятельностью. Леонид закончил Казанский университет на два года раньше Виктора. Всем запомнился тем, что организовал ТЮМИФ – театр юмористических миниатюр историко-филологического факультета. Общаются друг с другом и по сей день. Сам Виктор, принимая активное участие в организации фестиваля «Юловские зори» в родном Инзенском районе, периодически приглашает сюда известных авторов и мечтает повысить статус фестиваля до всероссийского, в чем надеется и на помощь Леонида Сергеева.
На стройке
Как активный общественник получил свободный диплом и, желая продвигаться по философской стезе, прибыл на кафедру общественных наук Ульяновского пединститута. Но выяснилось, что квартиру здесь сможет получить годам к сорока, не раньше. А было Виктору 28, и он как раз собрался жениться…
- Иди на стройку, - посоветовал друг и земляк, заворготделом обкома комсомола Сергей Марьин. Стройка была всесоюзная, ударная, в Ульяновске возводился авиакомплекс. Возглавил идеологический сектор. Комсомольско-молодежные бригады, новый клуб, решение социальных проблем коллектива.
Сергей Рябухин был секретарем комсомольской организации ударной стройки. Была масса других интересных людей. Неоднократно приезжал министр Дмитрий Устинов. Возглавляли строительство также интересные люди: Геннадий Выскребцев, бывший директор КПД-2, Аполлон Сысцов, первый генеральный директор авиакомплекса, ставший затем министром авиационной промышленности, Николай Вихлевщук, начальник Главульяновскстроя, Вячеслав Максимов, управляющий трестом №2, строивший главные корпуса завода. Тогда же познакомился и с Михаилом Шкановым, который трудился на строительстве авиакомплекса прорабом.
Непростой выбор
После стройки вновь вернулся к культурной деятельности. В горкоме КПСС курировал театр, филармонию, парки, кинотеатры. Был огромный объем работ. Одним из своих учителей Виктор Александрович называет Якова Борисовича Герцкина. Это заслуженный работник культуры России, известный ульяновский режиссёр–постановщик массовых мероприятий, режиссёр театра оперетты ДК УАЗ, постановщик спектаклей. У него был огромный опыт организации Московской Олимпиады. Этот опыт он перенес и в Ульяновск. Благодаря ему удавалось в годы правления Геннадия Колбина устраивать первые многотысячные мероприятия на стадионах. Так провели праздники 40- летия Победы и 60-летия переименования Симбирска в Ульяновск.
- Все летало, двигалось, - вспоминает Виктор Александрович.
Перестройка открывала новые возможности. Виктору Александровичу вдруг предложили три очень выгодных и перспективных места работы. Звали во вновь создаваемый университет (нынешний УлГУ) – проректором по культурно-массовой работе, во вновь создаваемую компанию «Волга-Днепр» и во вновь открываемый филиал «Инкомбанка». Пока раздумывал, подошло еще одно предложение – работа в ульяновском филиале Фонда культуры. Виктор Александрович выбрал именно этот вариант, о чем, по собственному признанию, ни разу не пожалел.
Главное – не деньги, а идеи
Работать его пригласила тогдашний директор филиала Тамара Ильясова. Это был 1990 год. Фонд работал уже 4 года. Возглавляли его на тот момент академик Дмитрий Лихачев и Раиса Максимовна Горбачева. Именно в тот момент фонд был переведен на самофинансирование. А вскоре из советского стал российским. Вопреки своему названию, Фонд не был хранилищем денежных средств. Главное здесь были идеи. Это был интереснейший период работы: поездки, встречи. На знаменитые вечера к Никите Михалкову (он сменил Дмитрия Лихачева на посту директора фонда в 1992 году) съезжались все известные артисты. Роль Фонда культуры была очень высока. Он дополнял Министерство культуры, заполняя массу ниш, которые не могла охватить эта чиновничья структура. В фонд тогда пришли замечательные люди: Отто Шмидт, Дмитрий Чохов, Георгий Мясников, ставший вскоре вице-президентом. Здесь издавались интересные книги, концентрировались известнейшие люди. Фондом были возвращены на Родину многие российские реликвии, казалось бы, навсегда утраченные.
Фонд в Ульяновске
Основатели ульяновского филиала - Тамара Ильясова и Надежда Алексеева. С их подачи в Ульяновске начались первые карамзинские чтения. Именно ульяновский фонд начал широко отмечать юбилейные даты великих земляков. Прошли юбилеи – Языковский, Аксаковский, Карамзинский. В Ульяновск съезжались известные ученые, проходили конференции. В архивах и библиотеках активно собирался ранее не задействованный краеведческий материал. Начал издаваться краеведческий альманах. В то время родилась идея - создать Симбирскую-Ульяновскую энциклопедию. Проект осуществлялся в течение десяти лет. Идея издания двухтомника принадлежала Тамаре Ильясовой, осуществить же ее довелось уже Виктору Иванову.
Ни в одном субъекте Российской Федерации ничего подобного сделать не удалось, и лишь в наше время Татарстан, кажется, «замахнулся» на аналогичный десятитомник. В Ульяновске с «благословения» Леонида Филатова начали проходить вечера «Любим, помним, знаем!», благодаря которым ульяновцы лично познакомились с Инной Макаровой, Михаилом Ножкиным, Александром Филиппенко, Валерием Золотухиным… Виктор Александрович мечтает заманить в Ульяновск на такой вечер Леонида Куравлева.
Сетуя на то, что среди ульяновской элиты нет меценатов масштаба Третьякова и Мамонтова, Виктор Александрович все же горд тем, что ни разу не опустился до приглашения «попсовых» звезд или какого-нибудь «Дома-2», на которых можно было бы неплохо заработать. Культура, несмотря ни на что, должна держать свою планку, и вечный ориентир в этом – классика: классическая музыка, литература, изобразительное искусство.