Александр Резник около сорока лет преподаёт психологию в Ульяновском педагогическом университете, ведёт многочисленные психологические тренинги в различных городах России и является большим знатоком особенностей личности человека и методов воздействия на неё. Предлагаем вашему вниманию его «сеанс разоблачения чёрной магии».
Всё зависит от цели
С. Юрьев: Александр Иванович, я неоднократно встречал у различных авторов художественной литературы такую оценку психологии и социологии: это науки бесовские, поскольку не направлены на поиск истины, а их цель – найти обоснование заранее обозначенному результату. Насколько это утверждение верно?
А. Резник: В любой научной дисциплине исследователь стремится доказать свою гипотезу или создаваемую им теорию, так что давать подобную оценку исключительно социологии и психологии, я думаю, не стоит. Да, в советские времена социология и психология были в значительной мере идеологизированы, особенно социология, поскольку в ее основе лежал исторический материализм...
- А разве он тогда не лежал вообще в основе любой из наук?
- Ну, не любой, но в основе социологии – точно. В нашем вузе существовала кафедра социологии, и вот парадокс: когда у кого-то возникала необходимость провести социологические исследования, и нужен был достоверный результат, обращались не туда, а к нам – на кафедру психологии. Психология была менее идеологизирована, хотя и здесь нередко приходилось связывать выводы с цитатами из решений очередного съезда КПСС, подводить под свои исследования марксистскую основу и прочее. А главное, из всех мировых психологических школ самой передовой приказано было считать советскую психологическую школу, всё прочее – заблуждения, которые бегло преподавались в курсе истории психологии. Но сейчас этот недостаток полностью преодолен.
- Но, с другой стороны, и сейчас мы чаще сталкиваемся не столько с психологией как наукой, сколько с различными методиками управления сознанием человека, в том числе, и массовым – политический пиар, коммерческая реклама, да и мошенники используют подобного рода приёмчики…
- Был такой известный психолог Беррес Фредерик Скиннер, который утверждал, что конечной целью психологической науки, оправдывающей само ее существование, является изучение закономерностей управления поведением. Но он под этим подразумевал и обучение, и воспитание и межличностное влияние. Я с его позицией в целом согласен, хотя чисто научный подход, стремление понять, как устроена психика человека – всё это тоже должно быть.
- Конечно. Существуют внутренние механизмы, управляющие нашим поведением, которые можно запускать извне. Одно время была очень популярна книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», где есть масса примеров такого рода воздействий с использований естественных желаний, инстинктов и иных внутренних механизмов…
- Но это своего рода лукавство. Это, конечно, эффективно, но не вполне честно!
- Задавая мне вопросы, вы воздействуете на мою психику и заставляете давать ответ. Это честно? Я веду управленческие тренинги, и нередко слушатели так же точно возмущаются: «Так это же манипуляция!». Да, это слово получило негативный оттенок, но в дословном переводе с латинского оно означает что-то вроде руководства или управления. В этом смысле без манипуляций никакие контакты между людьми, как правило, не обходятся. Хотим мы этого или нет, осознаем или действуем неосознанно, мы управляем поведением друг друга, а значит, манипулируем. Говоря мне «здравствуйте», вы уже вынуждаете меня протянуть вам руку, а я, протягивая вам руку, заставляю вас ее пожать. Другое дело, что термин «манипуляция» пробрел более узкое – и отрицательное – значение. Под этим понимается скрытое, обманное или насильственное изменение восприятия и поведения другого. Но даже в этом случае всё зависит от того, какую цель вы преследуете… Может быть, вы действуете мне во благо.
У каждого свои цели
- Но, например, представители бюрократического аппарата постоянно стремятся к «созданию положительного имиджа власти», и их далеко не всегда заботит, реально ли власть заслуживает хорошего к себе отношения… То же можно сказать и о коммерческой рекламе: главное продать, а уж насколько товар хорош – дело десятое…
- Естественно, и представители власти, и представители торговли нередко руководствуются чисто эгоистическими мотивами. У каждого свои цели, и они стремятся их достигнуть. Существует масса других примеров манипулятивного влияния, в основе которых лежат те же эгоистические мотивы. Достаточно вспомнить о пресловутых «бизнес-клубах», «личностных тренингах» или религиозных сектах, создатели которых занимаются откровенным мошенничеством.
- Знаете, когда я слышу слово «тренинг», то сразу возникает мысль: там либо учат, как обманывать других, либо обманывают самих участников…
- Понятие «тренинг» используются в двух основных смыслах. Во-первых, это «тренинги личностного роста», которые нацелены на то, чтобы изменить личность участника. И есть тренинги «инструментальные» - нацеленные на то, чтобы вооружить человек необходимыми знаниями и умениями. В обоих случаях, особенно в первом, можно выделить два мотива. Да, многие люди нуждаются в том, чтобы изменить свою личность, потому что они невротики, психопаты, потому что они не уверены в себе, а предыдущий опыт способствовал накоплению различных деструктивных черт характера. И многие тренинги действительно помогают это сделать. Другой вопрос в том, что тренинги популярны, они хорошо оплачиваются, и многие из тех, кто их ведёт, в первую очередь руководствуются коммерческими соображениями. И очень часто под маркой «тренинга личностного роста» совершаются манипуляции, которые толкают людей на то, чтобы жертвовать последним имуществом. Например, «Лайфспринг» и многие другие… Та же Дианетика.
- Да, сам РонХаббард, основатель Дианетики, говорил, что лучший способ разбогатеть – создать новую религию…
- Что он и сделал! Но в любом случае, методы психологического влияния – это инструмент, который можно использовать и на общее благо, и для удовлетворения различных корыстных побуждений. Это – как топор. Им можно и человек убить, и дом построить.
- Но если есть механизмы воздействия на психику, должны быть и механизмы защиты от них…
- Любая манипуляция рассчитана на снижение критичности мышления. Следовательно, сохраняя критичность к любым воздействиям или предложениям, мы предохраняем себя от манипуляций. Надо всегда задумываться о возможных последствиях своих поступков. Ведь как, например, воздействует реклама? Она опирается на понимание закономерностей психологии покупательского поведения: сначала у нас возникает потребность в чём-либо, потом мы начинаем искать информацию об этом продукте, далее оцениваем варианты и наконец совершаем покупку. Следовательно, чем чаще рекламное сообщение «бомбит» наше сознание, тем вероятнее, что на этапе поиска информации мы вспомним о рекламируемом продукте. И если при оценке вариантов не включится критическое мышление, покупатель приобретет совсем не то, что ему нужно. Правда, при оценке вариантов его ожидает другой подвох. Частое повторение рекламного сообщения преследует двойную цель: оно не только увеличивает вероятность воспоминания на этапе поиска информации, но и создает так называемый «эффект мелькания», открытый ещё в начале 60-х годов прошлого века. Суть его такова: с каждым новым повторением информации медленно, но верно растёт её привлекательность. Следовательно, и при оценке вариантов выбор, скорее всего, падет на то, что чаще и настойчивее рекламируется. Я уже не говорю о других трюках, которые используются для увеличения привлекательности рекламируемого продукта. Так многие рекламные сообщения озвучивают так называемые «лидеры мнений»: известные актёры, спортсмены, поп-звёзды рекламируют всё – от банков до майонезов.
- То, что например, Хабенский хороший актёр – несомненно, но рекламируя банк, он теряет собственную репутацию…
- Расчёт на то, что не все люди способны мыслить критично. К тому же срабатывает так называемый «спящий эффект». Источник влияет на отношение к рекламе, но со временем он забывается. Сообщение мы помним, а от кого оно исходило – нет. И уже не важно, что такой-то актёр скомпрометировал себя участием в рекламе – негативное отношение к нему на содержание рекламы не распространяется.
- Вероятно, на каком-то этапе человек сам начинает манипулировать собой. Это касается не только рекламы, но тех же тоталитарных сект, которые сейчас снова начали расти и множиться?
- Влияние сект растёт именно тогда, когда общество теряет стабильность, когда в нём начинается разлад и упадок. Люди теряют смысл существования, не видят иного выхода, кроме погружения в некую иллюзию. Но даже в стабильные времена есть люди, находящиеся в личностном кризисе, утратившие смысл бытия, испытывающие элементарный дефицит общения, уставшие от однообразия. Утром – на работу, вечером – с работы, ужин, телевизор – и спать. Всё! А тут – мистика, арии, веды и прочие чудеса в решете… Красиво! Мы же фэнтези не зря читаем! Это доставляет нам удовольствие. А тут дают шанс самому поучаствовать в этом самом фэнтези… И таким легко поверить, что, например, СкрипинскиеКучуры - не природное образование, а святилище древних ариев. Кого-то в сектах привлекает возможность общение, стремление найти поддержку. Урбанизация всегда сопряжена с острым дефицитом общения, поскольку человек в толпе может быть не менее одинок, чем человек в пустыне…
«Бабки нужны!»
- А вам не кажется, что манипуляции чаще рассчитаны на эмоциональное воздействие? Для большинства людей эмоции важнее, чем логика…
- Эмоциональное восприятие первично даже с эволюционной точки зрения. Даже рациональное мышление в конечном итоге приводит к оценке, а это уже эмоциональный фактор. Не случайно многие телефонные мошенники апеллируют к эмоциям жертвы, пугая взломом банковского счета или радуя мифическими надбавками к пенсии. Кстати, с началом эпидемии кароновируса они заметно активизировались. Мне самому за последние месяцы несколько раз звонили якобы из банка. Обращаются по имени-отчеству, представляются, все как положено… Однажды мне это надоело, и я применил «манипулятивный» прием - «разрыв шаблона». У них же система действий накатана до автоматизма, и любое отклонение может привести к сбою. И вот на очередной звонок: «Меня зовут Владимир, я работник Сбербанка…» я ответил: «Вас же в прошлый раз Дмитрием звали!». Он опешил, начал настаивать: «Я не Дмитрий, я Владимир!». Я его спросил: «И что вам надо?». Тут он не выдержал: «Бабки нужны!». Это правдивая история, это не анекдот.
- Пожилого человека едва ли можно научить противостоять таким вещам, но, раз уж это получает такое распространение, почему бы не учить этому детей в школах и молодёжь в вузах?
- В этом случае есть риск превратить наше и без того разобщённое общество в мир полностью автономных одиночек. Люди могут начать друг от друга шарахаться по поводу и без повода.
- Ну, хотя бы уроки критического мышления стоит давать…
- Ну, это, наверное, нужно… Но необходимо и видеть меру. Настраивая граждан на мысль, что все вокруг враги и манипуляторы, можно вообще создать атмосферу глобальной паранойи. Но просвещать людей нужно в любом возрасте. Приёмы, с помощью которых тебя могут «развести» известны, и говорить о них, конечно, надо. Но панацеи всё равно нет, психологические механизмы работают, и «застраховаться» на все случаи жизни невозможно. Кстати, я не раз сталкивался со случаями, когда люди овладев приёмами манипуляций начинали жить более этично – и в бизнесе, и в прочих отношениях с людьми. Некоторые даже занялись благотворительностью. Когда человек не уверен в себе, он использует самые примитивные и грубые приёмы воздействия на людей, где нет никаких этических границ, где совершенно не учитываются интересы партнёра. А если человек чувствует в себе силу, способность влиять на людей, то он получает больше возможностей действовать не только на своё, но и на общее благо. Без взаимного влияния мы просто жить не сможем.