53-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» в нынешнем году, без сомнения, претендует на звание культурного события года. Более восьми тысяч зрителей, около 700 артистов - подобного в нашем регионе еще не было.
О том, как удалось организовать такое знаковое мероприятие, принять которое было бы честью для любого столичного города, «АиФ» рассказала директор Ульяновской областной филармонии, художественный руководитель фестиваля Лидия Ларина.
Вечная классика
В. Малова: Лидия Геннадьевна, два года назад в интервью нашей газете вы сказали, что известный скрипач Павел Милюков, выступления которого востребованы в Европе, после знакомства с Ульяновским симфоническим оркестром восхитился игрой музыкантов и заметил, что далеко не каждый даже крупный город может похвастаться таким коллективом. Вы тогда резюмировали: «Вот это и есть момент истины: если всё это происходит, то мы стоим на правильном пути, идём верной дорогой». Созвездие мировых величин на прошедшем фестивале, огромный зрительский интерес и есть сейчас ваш момент истины?
Л. Ларина: Я скажу больше, у некоторых музыкантов в гастрольном графике появился не только Ульяновск, а Россия вообще. Подготовка к мероприятию началась более чем за год до его начала. Для нас было очень важно, что фестиваль впервые поддержали на федеральном уровне - мы вошли в программу «Филармонические сезоны», которую реализует Московская государственная филармония, благодаря чему и состоялся приезд Российского национального оркестра. Весомую поддержку оказало правительство области и губернатор Морозов. Благодаря продуманной ценовой политике мы получили возможность пригласить большее количество исполнителей высокого уровня.
- Фестиваль уже получил высокую оценку за организацию и художественную составляющую от приглашенных высоких гостей, прессы. Вам удалось включить в гастрольные графики артистов мирового уровня, время которых расписано на годы вперед…
- В открытии фестиваля принял участие арт-директор одного из самых престижных конкурсов в мире - Международного конкурса Чайковского - Петер Гроте. Он отметил, как важно, что в регионе, удаленном от столицы, уже более полувека проходит такой фестиваль классической музыки.
На фестивале были представлены разные жанры - сделано все, чтобы наши зрители увидели и услышали лучшую блюзовую вокалистку Чикаго Дейтру Фарр, одного из самых виртуозных гитаристов Европы Жюдикаэля Перруа, итальянского органиста Луку Массалия, российский коллектив «Черный квадрат».
- Финальным аккордом фестиваля стало потрясающее выступление Российского национального оркестра и его художественного руководителя, знаменитого пианиста и композитора Михаила Плетнева.
- Это событие, действительно, стало знаковым: сцена Большого зала Ленинского мемориала - одна из немногих концертных площадок, где маэстро выступил в качестве солиста. В его исполнении прозвучали два крупных сочинения русских композиторов. Михаил Васильевич впервые сыграл фортепианный концерт Александра Скрябина, и один из любимых публикой - Второй концерт Сергея Рахманинова. Ульяновские зрители стали участниками уникального выступления, которому могут позавидовать многие мировые сцены.
Премьера «Кармен» удалась
- А что для вас стало самым сложным в организации фестиваля?
- Гордость фестиваля – постановка оперы «Кармен», в которой приняли участие более десяти ведущих оперных театров России, в том числе Большой академический театр России и «Геликон-опера», а также Саратовский театр хоровой музыки и Пермский академический театр оперы и балета. Подготовка к любой постановке такого рода длится более месяца, у нас же на все было отведено два дня. Приглашенные солисты впервые собрались на одной сцене вместе. Особая атмосфера, царившая на фестивале, желание создать что-то грандиозное, сказались на результате. Главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов, присутствующий на открытии, высоко оценил постановку «Кармен» в Ульяновске.
- После «Кармен» в Мемцентре снова заговорили о том, что городу нужен свой оперный музыкальный театр?..
- Думаю, что отсутствие своего театра оперы и балета не является препятствием для того, чтобы делать грандиозные постановки. Главное, чтобы было желание. Кстати, в следующем году в планах областной филармонии поставить классический балет…Что это будет? Пусть это станет музыкальной интригой следующего фестиваля.
Новые открытия
- Фестиваль уникален еще и тем, что вышел за пределы концертных площадок города…
- Выступления симфонического, народного и духового оркестров, а также камерные музыкально-литературные вечера успешно прошли в четырех населенных пунктах области: Новоульяновске, Новой Малыкле, Вешкайме, а также в селе Водорацк Барышского района. Самое важное для нас - отзывы зрителей, благодаривших музыкантов за возможность прикоснуться к прекрасному. Несмотря на то, что «Мир, Эпоха, Имена…» прошел в 53-й раз, Это значит, что у такого события большое будущее.
Знаю, что вы большое внимание уделяете поддержке юных талантов.
Впервые в программе фестиваля наравне с именитыми исполнителями участвовали одаренные дети Ульяновской области из проекта«Мир детства». Новая программа филармонии «Музыкальные диалоги: культура региона» позволила музыкальной общественности города познакомиться с культурой и историей Димитровграда.
- Кроме концертов, куда не все могли попасть, были открытые репетиции.
- В этом году новой составляющей фестиваля стала разнообразная офф-программа, куда вошли открытые репетиции, мастер-классы, творческие встречи, презентации, фотосессии, выставки, лекции. Принять в них участие, пообщаться с артистами, задать им вопросы могли все желающие.
Я хочу поблагодарить коллег и всех тех, кто принимал участие в реализации фестиваля. И сказать спасибо слушателям за интерес к классической музыке