На новом месте жительства, спустя двадцать лет, имея высшее строительное образование, Константин Ротарь бросил профильное и хорошо оплачиваемое занятие, взявшись в нашей губернии за совершенно незнакомое ему дело.
Не было бы счастья…
- Константин, как вы - дипломированный строитель – решились бросить хорошую работу и с головой окунуться в кролиководство, о котором на тот момент не знали ровно ничего?
- Дело было два с лишним года тому назад. Я с семьёй жил в Самаре и имел, действительно, неплохую работу, трудился в должности начальника участка. И всё бы хорошо, но однажды выяснилось, что у сына врачи обнаружили аллергическую реакцию… почти на всё! Из обычных продуктов медики рекомендовали ему кроличье мясо. Вроде бы не проблема, да не тут-то было! Та крольчатина, что я покупал в Самаре, была дорогой и, мягко говоря, «не соответствовала». И в какой-то момент в голову мне пришла мысль: а почему бы самому не заняться разведением кроликов?
- Мысль понятна, но зачем понадобилось переезжать из города-миллионника в глухую деревню Ульяновской волости?
- Во-первых, в миллионнике труднее пробиться на рынок. А во-вторых, здесь, в Елшанке Тереньгульского района, мы часто отдыхали – у тёщи была дача. Так вот, сначала я пристроил к ней баню, потом начал строить дом, а параллельно – ангары для кроликов. В то время я реально не имел понятия , как их разводить. Пришлось штудировать тонны книг и справочников. Кстати, в интернете, как я наивно полагал, об этом деле информации мало. Всё это время я читал, ездил на семинары, в том числе и за границу, да и ко мне приезжали коллеги – из Франции, Италии.
«Калифорниец» прижился в Елшанке
- С чего начиналось ваше – крупнейшее на сегодня в области – фермерское хозяйство?
- С самодельных деревянных клеток и нескольких десятков кроликов. Мы с ними постигали основы дела параллельно – они плодились, а я учился. Не хотелось бы хвастаться, но сейчас я знаю о кроликах очень много. Настолько, что сам занимаюсь, например, искусственным оплодотворением.
- А какие породы разводите?
- Раньше было четыре. Но от некоторых пришлось отказаться по причине их позднего созревания. Например, кролики породы «советская шиншилла» не понравились по целому ряду показателей, и я от них избавился, осталось несколько самок, но и они – ненадолго. Сейчас осталось две породы – раннезрелые: «белый великан» и «калифорниец».
- Чем же они лучше?
- Быстро набирают в весе, как я уже сказал. От кило в месяц. На мясо их забивают в трёхмесячном возрасте, потому что дальше они поправляются не так интенсивно, зато едят столько же, если не больше. То же самое и со шкурками – они хороши лишь с трёхмесячных кроликов и только забитых зимой. Правда, со сбытом «ценного меха» как раз пока не всё хорошо. Может, договорюсь с китайцами – они берут шкуры любой кондиции.
- А мясо?
- Сбыт я налаживал с полгода. В настоящее время я вошёл в некоторые местные торговые сети, есть клиенты и за пределами области. Наш ассортимент – это девять позиций, пользующихся постоянным спросом. Я и сейчас могу хоть каждую неделю заключать новые контракты. Но… кролики не успевают расти. Единственный выход – расширение поголовья. Тем более что спрос на крольчатину в регионе велик, как показал мониторинг ситуации. Так что, решив проблему со сбытом шкурок, я сделаю производство практически безотходным: ведь даже головы и лапки идут в переработку - на корм для кошек и собак.
Заложники газификации
- И сколько же у вас сейчас кроликов?
- В настоящее время пять с половиной тысяч. Начинал, конечно, с куда более скромных объёмов. Однако собираюсь доводить число поголовья – в рамках расширение – до восьми тысяч.
- Ого! Как же вы с ними управляетесь?
- На это у меня есть управляющий, Иван Петрович, плюс ещё пять человек персонала, все на зарплате. У меня два ангара, в каждом работает по одному человеку. Собственно, больше и не нужно – оборудование хорошее, а в одном из ангаров – просто великолепное, итальянское. Приобрести его во многом помог пятимиллионный грант от области.
- Коль уж вы заговорили о деньгах, насколько это дорогое удовольствие – разводить кроликов?
- Недешёвое. Даже если говорить не о самих животных-производителях, которых я покупаю в Казани. Взять хоть оборудование. Вот смотрите, к Елшанке не подведён газ. И приходится отапливать ферму дровяными котлами. Чтоб вам было понятно: газовый обогрев обошёлся бы в рублях тысяч эдак в 150-200, а монтаж системы отопления на дровах влетел в миллион двести рублей. Готовлюсь на приём к губернатору по этому вопросу. Всё же моя ферма – крупнейшая в области. Глядишь, под это дело и село газифицируют.
- Температурный режим для кроликов очень важен? Они ведь пушистые, вроде не мёрзнут…
- Я вас разочарую, но кролики требуют к себе крайне щепетильного подхода. Потому, наверное, никто в области и не разводит их в таких масштабах, как я. Оптимальная температура для помещений, в которых содержатся кролики – + 16, ни больше, ни меньше. А во время инсеменации (искусственное оплодотворение, - ред.) и вовсе необходима температура +20; перепад температур негативно влияет на процент беременностей.
Умирать, так с музыкой
- Какова продолжительность беременности у кроликов?
- Ровно тридцать дней. Рожают они у меня в специальном поддоне, вымытом и с подстилкой из пуха и опилок. Родовое отделение отдельно от основной клетки. Потому что самки, когда рожают, становятся агрессивными. Бывало, что самка загрызала весь помёт. Бывает, матери детишкам уши отгрызают. Есть у меня один такой «потерпевший», парадоксальный случай – кролик без ушей. Однако родовая травма не помешала ему стать лучшим на сегодняшний день производителем среди всех – семенной материал от него превосходный. Особо агрессивных самок я отбраковываю… (пауза) …впрочем, и среди женщин попадаются такие, (смеётся).
- А кролики действительно пугливы, как о них говорят?
- Всё зависит от содержания. Наши кролики привыкли к людям, привыкли к тому, что их трогают, гладят. Основная причина стресса для них – эффект неожиданности. Если животное в состоянии покоя резко напугать, оно может погибнуть от разрыва сердца. Вот собираюсь внедрить ноу-хау – музыку в ангарах, это помогает укреплению стрессоустойчивости ушастых. Но сейчас не до кроличьей дискотеки – есть дела по важнее.
- Вы рассказали о готовой продукции, я же хочу спросить о промежуточном звене процесса между выращиванием и сбытом…
- Хотите знать, каким способом осуществляется убой кроликов? Электрическим разрядом от специального электрошокера. Как сказали бы толерантные европейцы – весьма гуманно.
- Константин, вопрос немного в сторону от кроликов. Вы, часом, не родственник Софии Михайловны Ротару?
- (Смеётся) К сожалению, нет, хоть мы и однофамильцы (настоящая фамилия Софии Ротару – Ротарь, - ред). Будь я её родственником, наверное, проще было бы получать гранты. А если кроме шуток, в планах – строительство большого комплекса на 5 тысяч голов самок, который может давать в год 420 тонн крольчатины. Цена вопроса – 200 миллионов рублей. Банковские ставки по кредитам до 33 процентов годовых, так что придётся самому искать инвесторов.