Почему новые возможности (и новые опасности!), появившиеся за последние годы, постигаются гражданами методом проб и ошибок?
Где и как в наше время можно получить финансовый ликбез – об этом рассуждают участники круглого стола, состоявшегося 15 сентября в редакции газеты «Аргументы и факты в Ульяновске».
АиФ: Что раньше нужно было знать о деньгах гражданину нашей страны? Самую малость. Расписался в ведомости, получил зарплату. Что сэкономил – положил на сберкнижку. Еще можно было холодильник в рассрочку купить. Вот, пожалуй, и все. За последние два десятилетия людям стали доступны десятки и сотни финансовых операций. Но огромная масса граждан по финансовым знаниям осталась все на том же уровне. Это все равно, что не изучившему технику вождения предлагают сесть за руль. Где можно освоить элементарные приемы правильного обращения с деньгами?
Кто хочет -просветится сам
Ольга Генералова, руководитель по развитию открытого рынка по Ульяновской области Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»:
- Никто человека не сможет «просветить», если он сам этого не захочет. И здесь все зависит от цели, которую ставит перед собой гражданин. Потому что это касается его лично, его средств и достижения его цели. Если я захотела взять кредит, захожу на сайты банков. Выбираю. Потом иду в этот банк, изучаю информацию более подробно. Все заходим в Интернет. Люди старшего поколения, они в любом случае спрашивают у детей.
Александр Ходкевич, заместитель директора Куйбышевского филиала Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»:
специализированные издания – журналы «Наши деньги» и «Пенсионные деньги». Есть ряд телепрограмм, например, на телеканале РБК. Все зависит от желания самого человека. Если он не проявил самостоятельной активности, он сможет получить информацию от наших консультантов, сотрудников, продавцов. Наиболее эффективный способ для нас – это прямой выход на предприятия, к работающим гражданам и консультации среди трудовых коллективов. Основной наш клиент – это дееспособные граждане, которые еще в силах как-то повлиять на свою будущую пенсию.
Пенсия - это финансовый продукт, который точно понадобится. Если говорить именно о добровольных программах, о вопросе вложения свободных средств, то здесь пенсионные фонды могут предложить два основных направления. Первое - это государственная программа софинансирования, «1000+1000». Это единственный финансовый инструмент, который гарантирует стопроцентную годовую доходность. Второе направление, это негосударственное пенсионное обеспечение с широкой линейкой пенсионных программ Фонда. Тот вариант, когда гражданин может формировать себе дополнительно любую пенсию в зависимости от своих желаний и возможностей. Общаясь с потенциальным клиентом, мы стараемся уяснить два основных момента: какой размер свободных средств он готов на это выделять и какой размер будущих выплат для него желателен. Поняв друг для друга эти два ключевых показателя, в дальнейшем проще выстраивать диалог и индивидуально предлагать конкретные решения.
Главное, что должен понять каждый россиянин дееспособного возраста, – его будущая пенсия в немалой степени зависит от него. Сделать себе достойный уровень жизни на пенсии можно только с помощью добровольного участия в программах. Каждый к этому всё равно придёт – кто-то раньше, кто-то позже. Просто у тех, кто раньше начинает заниматься решением этой проблемы, больше возможностей и меньше «цена входа».
Государство – это гарантия
Светлана Кузнецова, начальник отдела организации и учета процесса инвестирования Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области:
- Государственный пенсионный фонд обеспечивает, прежде всего, выплату пенсий из страховой части. Перед государственным пенсионным фондом государство ставит задачу возмещения заработка в размере 40% по выходу на пенсию. Но для того, чтобы иметь возможность на пенсии путешествовать, необходимы пенсионные накопления. В любом территориальном органе Пенсионного фонда граждане могут узнать, как увеличить свою будущую пенсию. Также Пенсионный фонд ведет разъяснительную работу в средствах массовой информации о возможностях накопительной системы. Рынок пенсионных накоплений молодой. Он существует с 2002 года. За это время мы видели различную доходность от инвестирования — положительную и отрицательную. В зависимости от условий на финансовом рынке. А от этого зависит судьба накопительной части. Как управлять лучше, как обеспечить сохранность? Инвестирование пенсионных накоплений в государственной управляющей компании — это, как правило, более консервативное управление. Это государственные ценные бумаги, а значит, обеспечение большей сохранности. Сегодня копить на пенсию можно не только в системе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование можно сочетать с добровольным и профессиональным.
Продавать только понятное
Павел Снопковский, начальник отдела по обслуживанию на финансовых рынках Ульяновского отделения № 8588 Сбербанка России:
- Для того чтобы человек захотел повышать свою финансовую грамотность, необходимо создать условия, при которых процесс познания стал бы комфортным, понятным. Нельзя забывать и о том, что, изучая какую-либо финансовую тему, человек имеет к ней прежде всего материальный интерес. Поэтому финансовая образованность населения немыслима без участия финансовых институтов (банков, фондов, инвестиционных компаний), задача которых состоит в том, чтобы создавать такие условия.
Сбербанк, обладая огромной филиальной сетью, использует различные каналы работы с клиентами. Это могут быть персональные консультации в учреждениях банка, выезды менеджеров банка с презентациями продуктов и услуг на предприятия или просто рекламно-информационное продвижение с использованием удаленных каналов (телевидение, пресса, радио, Интернет и т.д.). В любом случае цель этой работы – «разбудить» человека, показать возможности финансового рынка, убедить его отложить текущие дела и подумать о своем финансовом будущем.
Сегодня Ульяновское отделение №8588 Сбербанка России предлагает клиентам огромный спектр банковских продуктов – от классических (депозит, расчетно-кассовое обслуживание, потребительский кредит, операции с иностранной валютой) до альтернативных, таких как брокерское обслуживание, паевые инвестиционные фонды, обезличенные металлические счета и другие. Важно, общаясь с клиентом, не ставить перед собой задачу любой ценой продать ту или иную услугу, а, предлагая, объяснять клиенту все, что ему непонятно. Таким образом, формируется положительная история работы с банком, повышается лояльность к нему. И в последующем у клиента, уверенного в том, что банк всегда готов прийти на помощь в решении любого финансового вопроса, возможно, возникнет желание воспользоваться более сложными продуктами.
Ирина Миронова, начальник отдела обслуживания и продаж в сети ВСП для физических лиц Ульяновского отделения №8588 Сбербанка России.
- Это важно и для простой, «классической» операции – банковских вкладов. Сегодня мы предлагаем, к примеру, широкий выбор вкладов в рублях и иностранной валюте. Это позволит реально сохранить и заметно приумножить сбережения наших клиентов.
Мы предлагаем также выгодные условия по вкладам: возможность установления индивидуального срока хранения денежных средств, списания со вкладов без явки клиентов, получения денежных средств в любом дополнительном офисе Ульяновского отделения №8588, оформления доверенностей на распоряжение вкладами и завещательных распоряжений. Эти условия открывают перед клиентами большие возможности. Важно довести их до каждого.
Консультантам – особое внимание
Елена Бараненкова, директор НПФ «Стальфонд»:
- Пенсионные фонды работают с очень специальным финансовым продуктом – долгосрочные накопления на пенсию. В нашей стране спрос на такие услуги только формируется. Необходимость копить понимают все, но знаний о том, как это сделать наиболее эффективно и надежно, не хватает. Поэтому информационная работа по пенсионным программам, которые доступны сегодня, очень важна. Именно для того, чтобы оказать потенциальным клиентам информационную поддержку, дать совет, помочь с расчетами, в нашем фонде разработана эффективная система работы финансовых консультантов. Это новая, но очень востребованная и социально значимая профессия. В области пенсионных услуг каждый человек, в зависимости от своих личных задач, может пройти путь от финансового консультанта до владельца своего бизнеса. С финансового консультирования начали свою карьеру в НПФ многие его нынешние руководящие сотрудники.
Для тех, у кого нет опыта работы в этой сфере и отсутствуют детальные знания о пенсионной реформе, в «Сталь-Фонде» организовано бесплатное обучение. Опытные специалисты помогают им приобрести коммуникативные навыки и знания менеджмента. Мы исходим из важности именно этого «просветительского» звена в работе с клиентами.
Работа с пенсионными услугами – одно из наиболее динамично развивающихся направлений в России, идет очень сильный рост интереса к сотрудничеству с пенсионными фондами. Так, объем пенсионных накоплений под управлением НПФ «СтальФонд» с 2005 по 2009 год увеличился в 25 раз. Совокупный доход клиентов по итогам пяти лет составил 56,6%, то есть на каждые 10 тысяч рублей был получен инвестиционный доход, равный 5600 рублям.
Ульяновский филиал «СтальФонда»:
Ульяновск, ул. Гончарова, 27
(ТЦ «Паллада»),
тел. (8422) 44-28-88, 44-02 -77,
www.stalfond.ru
АиФ: Итак, в настоящее время финансовая грамотность населения – дело рук самого населения. Впрочем, на федеральном уровне уже подготовлена программа повышения финансовой грамотности населения, ее проект опубликован на сайте Минфина. Здесь предусмотрена работа волонтеров, большая работа возлагается на школы и вузы, вплоть до того, что, возможно, даже в вузах и старших классах школ будут проходить активные занятия, посвященные финансовой тематике, владению личными финансами, основами соответствующего законодательства. А значит, затронутая нами тема очень актуальна. Хорошо, что банки и фонды занимаются финансовым просвещением. Теперь к этому процессу подключается государство.