Теперь производители не должны в обязательном порядке тестировать свои товары в сертификационных центрах.
Они могут пройти сертификацию в добровольном порядке или предлагать свой товар потребителю на основании собственноручно заполненной декларации. Эта новация породила в обществе панику. Многие считают, что отмена обязательной сертификации откроет свободный доступ на полки магазинов опасной для здоровья продукции. «АиФ» решил посмотреть на проблему глазами профессионалов - специалистов по защите прав потребителей, сертификационных органов и производителей, собравшихся за редакционным «круглым столом».
- Считаете ли вы отмену сертификации мерой своевременной?
Галина Соломко, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области:
- Обязательная сертификация продукции была введена в России с началом рыночных реформ для того, чтобы с открытием рынка не допустить потока опасной продукции в нашу страну. Процесс отмены обязательной сертификации начался постепенно, с введением в действие Закона о техническом регулировании. Это было необходимо для вступления России в ВТО. Технический регламент содержит требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, поэтому продукция, произведенная по ним, должна быть безопасна.
Владислав Коваль, директор ООО «СК»:
- Во всем мире доля обязательной сертификации составляет не более 10-15 процентов, у нас она доходила до 93 процентов. Принципиальная разница сертификации и декларирования в том, что в первом случае ответственность за безопасность продукции с изготовителем делит еще и орган сертификации, который подтверждает, что продукция безопасна. А во втором случае ответственность лежит только на производителе. Вокруг этой темы развили ажиотаж, но далеко не все понимают, о чем вообще говорят. СМИ пугают, что в магазины теперь будет поступать некачественная продукция. Вопросы качества на сертификации не завязаны. И сертификация, и декларирование подтверждают только соответствие продукции требованиям безопасности.
Я считал бы отмену обязательной сертификации мерой своевременной, если бы прежде чем давать производителям право заявлять, что их продукция безопасна, была продумана система ответственности за неправомочные заявления. На данный момент штраф для юридических лиц составляет десять тысяч рублей.
Рустам Сафин, заместитель главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области»:
- Если брать западный опыт, то там наличие некачественного или просроченного товара в торговой сети грозит закрытием предприятия или изъятием у магазина лицензии на право вести торговлю. А у нас и штрафы очень незначительные. И еще надо учитывать, что существует 134-й Федеральный закон, который разрешает проверку предприятий малого и среднего бизнеса только один раз в три года. Безусловно, отмену обязательной сертификации продуктов питания нужно было подготовить и проводить поэтапно.
Наталья Калашникова, руководитель Центра сертификации «Зернопродукт»:
- Всех нас беспокоит не сам факт смены формы подтверждения соответствия, а именно упрощенное толкование этого ответственного этапа. В том, что пищевая продукция является потенциально опасной и требует строжайшего контроля, вряд ли кого надо убеждать. На самом деле осуществляется не отказ от подтверждения соответствия, а логический переход к декларированию как к более высокой и ответственной форме подтверждения.
Аркадий Замоздра, директор ООО «МК Строганофф»:
- Да, я считаю, что отмена обязательной сертификации была произведена своевременно. Другое дело, как это было сделано. Для производителей это как снег на голову. Мы не знали, что такое декларация, как она должна заполняться, какие преимущества она дает, в чем мы проиграли.
- Согласны ли вы с утверждением, что после отмены обязательной сертификации на продукты питания качество товара на прилавках значительно ухудшится?
Григорий Каленов, руководитель Центра защиты прав потребителей:
- У нас отмена любого контроля со стороны государства, будь то лицензирование или сертификация, вызывает страх. Я часто задаю вопросы: «Вы когда-нибудь спрашивали у продавца сертификат на продукцию? Вы можете отличить настоящий сертификат от поддельного?». Почему в таком случае мы говорим о том, что сертификат от чего-то защищает потребителя? Я рад отмене обязательной сертификации. Прежняя система вводила потребителя в заблуждение – ему давали бумагу, которая была некой индульгенцией недобросовестному производителю. Поэтому у нас и происходили в детских лагерях отравления пищевыми продуктами, которые проходили обязательную сертификацию.
Нина Никольская, директор по качеству Ульяновского филиала ОАО «Кондитерское объединение «СладКо»:
- Шоколадная продукция Кондитерского объединения «Сладко» уже давно в соответствии с законодательством не подлежит обязательной сертификации и входит в перечень подтверждения соответствия декларированием. Тем не менее, все это время помимо декларирования мы проходим добровольную сертификацию, так как видим, что наши партнеры-дистрибьюторы и потребители пока не готовы отказаться от дополнительного контроля за производством.
В отношении бисквитной продукции обязательная сертификация была отменена в этом году. Но мы также готовы подтвердить наше высокое качество как добровольной сертификацией, так и декларированием.
Многие неверно понимают, что такое декларация. Это не просто заявление производителя, что он выпускает хорошую продукцию. Декларация предполагает сбор документов, подтверждающих безопасность продукции, исследование этой продукции в аккредитованной лаборатории. Декларирование соответствия накладывает на производителя ответственность, он не может делать необоснованных заявлений.
За все то время, что мы работаем в рамках декларирования, качество нашей шоколадной продукции значительно улучшилось. Ежегодно мы внедряем инновации, закупаем оборудование, которое направлено именно на контроль качества и улучшение вкуса. Так что многое зависит не столько от сертификации и декларирования, сколько от самого производителя.
Аркадий Замоздра:
- Если покупатель приходит в магазин торговой сети, то он ничем не рискует. А если покупает продукты «из-под полы», то это его выбор. Обязательная сертификация изжила себя, но добровольная будет востребована. Чтобы зайти в торговую сеть, придется проходить добровольную сертификацию.
Сети не будут рисковать репутацией и брать какую-то «левую» продукцию под свою ответственность. У нас колбасное производство, есть свой ветврач, он контролирует производство. Рынок так построен, что предприниматель сам заинтересован делать качественную продукцию.
Рустам Сафин:
- На предприятиях существует внутренний контроль качества. Поддерживать систему качества наряду с другими мероприятиями необходимо и правильной организацией производственного контроля. Сейчас все идет к тому, что если производитель не может сам обеспечить производственный контроль, то он должен обратиться в аккредитованную лабораторию. У нас был случай, когда предприниматель был недоволен качеством своей продукции и после исследований, проведенных в лаборатории, получил доказательство того, что в полуфабрикатах, которые выпускает его предприятие, нарушено соотношение теста и мяса. Таким образом, он получил возможность влиять на ситуацию.
Надо признать, что обязательный сертификат не всегда гарантировал безопасность. Зачастую продукцию «сопровождал» поддельный сертификат соответствия или сертификат, не имеющий никакого отношения к данной продукции. Производители некачественной продукции работали на рынке и при обязательной сертификации. А с ее отменой они постепенно будут уходить с рынка, поскольку у них теперь нет возможности прикрываться поддельной бумагой.
- Получается, главная гарантия безопасности – это добросовестность производителя. Что нужно предпринять, чтобы стимулировать его к ответственному ведению дела?
Григорий Каленов:
- Давайте предъявлять иски к недобросовестным производителям от неопределенного круга потребителей, ходить в суды, отстаивать свои права. Сложилось неверное представление, что в суды ходить хлопотно и бесполезно. Большинство судебных решений по искам, которые подаются в рамках Закона о защите прав потребителей, принимаются в пользу потребителей. Выстраивается нормальная система, которая ориентирована именно на конечного потребителя. Все остальные – государственные, общественные органы, органы местного самоуправления – должны подключаться и оказывать ему помощь. Активная позиция потребителя будет стимулировать производителя к добросовестности. Ему не нужно, чтобы его имя появилось в средствах массовой информации из-за того, что к нему предъявили иск по поводу некачественной продукции.
Галина Соломко:
- Рыночными рычагами для производителя являются: конкурентоспособность продукции, правовая грамотность потребителя и ответственность производителя. В Управление в 2009 году поступило 8656 жалоб граждан (в 2005 году - 1969), то есть активность граждан увеличилась в 4,4 раза. Жалобы рассматриваются в соответствии с законодательством.
Потребители должны знать, что надзорные органы не могут проводить плановые проверки на предприятиях среднего и малого бизнеса чаще, чем один раз в три года. Внеплановые - проводятся по письменным заявлениям граждан.
Нина Никольская:
- Рынок будет стимулировать ответственность производителя. Если предприятие дорожит своим потребителем, то качество продукции будет для него самым важным фактором развития. Для «СладКо» качество продукции является приоритетным вопросом.
Поэтому мы проходим не только обязательные процедуры подтверждения качества (декларирование), но и дополнительные (добровольную сертификацию). Более того, мы внедрили и успешно ежегодно подтверждаем соответствие наших систем менеджмента качества и безопасности продукта европейским стандартам. У нас внедрены системы ИСО и ХАССП. Это международные стандарты в области качества и безопасности, в рамках которых работают за рубежом. Немногие предприятия в России внедрили эти системы, «СладКо» было в числе первых.
Кроме того, у нас налажена обратная связь с потребителями. Я, как директор по качеству, постоянно принимаю звонки, общаюсь с населением. Нас спрашивают, какие пищевые добавки мы применяем, что входит в состав нашей продукции… Вопросы самые разные, и очень хорошо, что их задают. Были случаи, что нам предъявляли претензии по поводу нашей продукции, мы организовывали проверки, и выяснялось, что виноват магазин, потому что продал просроченный товар. В итоге торговая сеть приносила потребителю свои извинения.
Что необходимо для того, чтобы российская сертификационная система выстроилась аналогично европейской не по форме, а по сути?
Владислав Коваль:
- Необходимо, чтобы была повышена ответственность производителя за достоверность информации, которую он предоставляет потребителю. Чтобы повысилась ответственность органов сертификации. Сейчас достаточно в Интернете набрать: «купить сертификат» - и тебе посыплются предложения. Необходимо, чтобы как можно чаще на продукции появлялась надпись «сертифицировано на соответствие требованиям ИСО 9001». Это уже другой уровень - не контроль продукции, а контроль системы предприятия, которое настроено на то, чтобы не допустить продукции с отклонениями.
Нина Никольская:
- Не можем сказать за сертификационную систему, но производителям для работы в соответствии с международными стандартами действительно необходимо внедрять системы менеджмента качества. Такой системный подход подразумевает целый комплекс мер, направленных на контроль качества в течение всего цикла производства: от закупки сырья до поставки товара конечному потребителю. Особое внимание уделяется самому производственному процессу.
Сыграет свою роль во внедрении международных стандартов и грамотность потребителя. Чем более требовательным и взыскательным он будет, чем больше внимания будет уделять тому, что написано на упаковке, какие подтверждающие знаки качества имеет продукт, тем более ответственным будет производитель. Голосование рублем всегда будет самым эффективным способом внедрения инноваций.
Аркадий Замоздра:
- Мне кажется, государство должно упрощать работу производителя. Выставлять более четкие требования.
Григорий Каленов:
- Нужен легитимный источник информации. У нас большинство СМИ работают на некий эпатаж. И, конечно, хочется верить: государство вспомнит, что у него есть общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей.
Рустам Сафин:
- Решение об отмене обязательной сертификации принято. Да, пока еще существует некий правовой вакуум, но при ответственном подходе к делу всех участников процесса можно пережить этот период безболезненно. Необходима постоянная информированность потребителей об их правах. С этой целью на базе Федеральных государственных учреждений здравоохранения - «Центров гигиены и эпидемиологии» - создаются консультационные пункты. Консультации самые разные. И по поводу отношений, возникающих между потребителями, изготовителями и продавцами в сфере защиты прав потребителей, и по поводу механизма реализации прав потребителей, и другие. Подобный центр создан и в нашем учреждении. Информацию можно получить по телефону 40-43-43.
Галина Соломко:
- Потребитель должен осознавать свои права. Производитель – добросовестно работать, ведь он тоже потребитель. Задача всех регламентов – обеспечение условий для реализации права выбора потребителя, который должен четко понимать из содержания маркировки, какой товар он покупает.