У истоков первой в России газеты на татарском языке стояла Биби-Зухра Акчурина, в замужестве Гаспринская, дочь Симбирского фабриканта Асфандияра Курамшевича Акчурина. К сожалению, поиски какого-либо её портретного изображения не дали результатов.
Сама история её замужества – это романтическая история любви, похожая на сюжет «Ромео и Джульетты», только со счастливым концом.
Зухра родилась в Симбирской губернии. Ее отец был очень богат. Он владел суконной мануфактурой. В 1882 году, после смерти матери 20-летняя Зухра впала в меланхолию, и отец в сопровождении дяди Ибрагима посылает ее на курорт в Ялту. В Крыму дядя Ибрагим знакомит девушку со своим старым другом по военному училищу Исмаил-беем Гаспринским. Знакомство происходит по настоянию самой Зухры: она читала публикации Гаспринского. Исмаилу сразу понравилась Зухра, поскольку она была не только хороша собой, но и прекрасно разбиралась во многих науках, была начитана и знала несколько языков. Взаимная симпатия между молодыми людьми не оставляет и следа от депрессии Зухры.
В том же 1882 году Исмаил, не откладывая дела в долгий ящик, отправляется на Макарьевскую ярмарку в Нижегородскую губернию, чтобы познакомиться с отцом Зухры и через посредничество Ибрагима просить руки его дочери. Асфандияр в резкой форме отказывает Исмаилу. Не в его интересах отдавать дочь за человека хоть и из благородного, но обедневшего дворянского рода. К тому же отец Зухры был наслышан о Гаспринском как об очень расточительном молодом человеке, вкладывавшем деньги не в успешные коммерческие предприятия, а на «бесполезные» просветительские затеи.
Отказ не охладил Исмаила, и он отправляется в симбирское село Коромысловка, где в то время находилась Зухра. При свидетелях с обеих сторон они заключают договор о браке – так называемый «алдым-бирдем» («взял-отдал»). Новоиспечённый жених показывает эту бумагу Асфандияру, но тот приходит в бешенство и прогоняет Исмаила.
Гаспринский не отчаивается и едет в Уфу к муфтию СалимгараюТефкилеву. Муфтий подтверждает законность документа. И Зухра, преисполненная счастьем, становится законной супругой. Правда, Асфандияр напоследок требует большой калым – 2 тысячи рублей. Исмаил уплачивает эту сумму векселем.
Уже в Бахчисарае, где Зухра проживает с мужем, она загорается идеей супруга выпускать газету. Она продаёт все свои драгоценности и вкладывает выручку в дело. 23 (10) апреля 1883 года Гаспринский получает разрешение выпускать газету «Тарджеман» («Переводчик») и молодая супружеская пара немедленно приступают к работе. Они вручную крутят маховик допотопного типографского станка, складывают и сортируют газеты, рассылают их по адресатам. Они всё делают сами, без посторонней помощи. При редактировании Зухра незаметно от мужа правит текст, стараясь сделать его более понятным своим соплеменникам – казанским татарам в Поволжье. Так начинался «Тарджеман» – детище Исмаила Гаспринского.
Если бы в первые пять-шесть лет Зухра-ханум наравне с мужем не взяла бы нагрузку по изданию газеты на себя, газета бы разорилась. В 1893 году в Бахчисарае с большим размахом прошёл 10-летний юбилей газеты. Кроме гостей из России, были официальные лица из Турции и Ирана. Специальные представители шахиншаха Ирана и Бухарского эмира торжественно вручили Гаспринскому ордена своих стран. Получает подарки и Зухра Акчурина-Гаспринская. Крымчане дарят ей дорогую брошь, а гости из Казани награждают её неофициальным титулом «миллэтанасы» («мать нации»).
Биби-Зухра скончалась 13 апреля 1903 года в возрасте 41 года. Гаспринский пережил свою жену на 11 лет.