Торговля – двигатель прогресса. Спрос покупателей определяет её развитие. Так было триста лет назад, так есть и сейчас. С той лишь разницей, что рядом с масштабами нынешних торговых сетей Ульяновска мелочные лавки Симбирска выглядят достаточно скромно. Но именно они были прародителями современных торговых сетей.
Ещё в Древней Руси путешественники начинали знакомство с иноземными городами с осмотра лавок и рынков. Сегодня с приходом понятий «супермаркет» и «гипермаркет» стало подзабываться привычное «магазин». Кстати, тоже слово нерусское. Оно пришло в Россию в XVIII веке из французского языка и первоначально означало не торговое предприятие, а склад для хранения по преимуществу пищевых продуктов - «хлебные и соляные магазейны».
«Люди среднего рода»
Первый продовольственный магазин в Симбирске открыл в 1817 году выходец из Италии Жульен МАККЕ (по-нашему - Иван Иваныч Макин). Магазин торговал «бакалейными и колониальными товарами»: кофе, чаем, сахаром и прочими сластями, разлитым по бутылкам импортным вином. Пользовалась его услугами исключительно симбирская знать, причём знать, желавшая подпустить пыли в глаза, принимая важного или редкого гостя: когда, например, Пушкин заехал из столицы или губернатор с ревизией завернул. Прочие дворяне закупались оптом на ежегодной Сборной ярмарке.
Но общественный и экономический прогресс нельзя было остановить. Основу населения губернского Симбирска составляли мещане. «Среднего рода люди» -
определила их статус императрица Екатерина II - слой между высшими, дворянами, купцами и крепостным крестьянством. Мещанский люд в основном занимался ремёслами и мелкой торговлей.
Мелочь, а приятно!
Мещане владели и пользовались услугами мелочных лавок.
К 1870 году в Симбирске при 40 тысячах жителей их насчитывалось 126 штук, причём девять из этого числа украшали собою Московскую (ныне Ленина) улицу . Именно там теперь воссоздан музей «Мелочная лавка». С 1872 года она принадлежала мещанке Наталье Антоновне ЧЕРНОВОЙ, которая владела магазинчиком до самого начала XX столетия.
Мелочные лавки открывались в доме хозяина и имели свою роспись товаров, обязательно свыше ста наименований! Чтобы вести лавочную торговлю, необходимо было получить промысловое свидетельство на мелочной торг. Оно стоило по тогдашним ценам ощутимо - 15 рублей, плюс шесть целковых за торговый билет.
В мелочной лавке покупатели «пользовались кредитом», имели возможность взять товар в долг. Контроль за ценами осуществляла полиция. Цена круп (за 1 пуд): гречка – 1 руб. 30 коп., пшёнка – 1 руб., манка и овсянка – 2 руб., перловая крупа –
4 руб., соль – 1 руб. 75 коп. Фунт сливочного масла обходился в 40 копеек, а подсолнечного – в 15. Ведро молока стоило
1 рубль. Птицу продавали поштучно: курица – 45 копеек, гусь –
80 копеек. Говядина, в зависимости от сорта (лучшая, черкасская, русская и скромный III сорт), влетала в сумму от 4 руб. до 2 руб. 20 коп. за пуд. Фунт кофе стоил рубль, фунт чая черного ароматического – два целковых, фунт зелёного – уже шесть рубликов,
а был ещё чай «цветочный» -
за всё 12 рублей!
Принято было закупать в лавке сахар и сливочное масло – головами, соль и крупу – пудами, а селёдку – бочками.
Шаги Великана
В одном магазине сегодняшней торговой сети «Гулливер» поместилось бы несколько десятков старинных мелочных лавок. А таких магазинов в Ульяновске – 50!
Последний из них – юбилейный, пятидесятый – открылся в ноябре в Заволжском районе (бульвар Киевский, 18а).
Солидному статусу и масштабам «Гулливера» предшествовала 17-летняя история, начавшаяся в 1996 году. Сначала это была оптовая компания, которая занималась продажей кондитерских изделий. 2002 год – начало активного развития торговой сети магазинов. Год спустя – в августе 2003-го – в этой солидной торговой сети начинает действовать дисконтная система скидок. Программа лояльности (карты скидок) знакома многим – 203 тысячи человек имеют на руках дисконтные карты этой торговой сети, дающие право на скидки от 3 до 7 процентов. Кстати, программы лояльности нет ни у одного местного ритейлера, так что в этом показателе «Гулливер» – аналог федеральных с
етей. Как, впрочем, и в наличии собственной производственной базы: в 2004 году было открыто собственное производство полуфабрикатов и готовых продуктов, а в 2011-м - запущено производство хлебобулочных изделий. Что, однако, не мешает сети работать практически со всеми местными производителями. «Поддержка местного производителя не пустой лозунг, - говорят здесь, – это обусловлено популярностью местных продуктов у наших покупателей».
Супермаркеты компании узнаешь сразу. Это современные, красивые, профессионально оборудованные торговые предприятия с высоким уровнем сервиса. Ульяновцы давно привыкли к роскошным клумбам у магазинов, и к ухоженным парковкам, и к освещённым фасадам и вывескам. Внутри также презентабельны и торговые залы: система кондиционирования, безупречная чистота, общее ощущение комфорта.
Несомненные плюсы - уровень и качество обслуживания. Каждый сотрудник, начиная с продавца и заканчивая директором магазина, ежегодно проходит специальный курс обучения. Контроль работы персонала - строгий. В торговой сети, кстати, в одной из немногих используют современную технологию «тайный покупатель»: контролёры смешиваются с обычными покупателями и совершают покупки.
Индикаторы популярности
Торговыми акциями сейчас никого не заманишь. Однако в сети они особенные: для владельцев дисконтных карт, например, значительная скидка на 4 товара. Существует также довольно интересная для покупателей акция «Мозаика», в рамках которой дважды в месяц делаются скидки на 25 различных товаров.
Удобство – ещё одно преимущество. Чего стоит один проект новой информационной системы! Благодаря ему покупателю легче отыскать нужный товар: на 22 планшетах, рассредоточенных по всему магазину, можно быстро найти информацию о товарах по акциям. Это значительно экономит время и деньги покупателей.
И ещё одно слово о фирменных подходах. Сеть предлагает своим покупателям и ТВ-акцию: регулярно о трёх наименованиях товаров со скидкой можно узнать не выходя из дома - по 4 федеральным каналам.
Торговые акции – значительный момент в политике компании, однако сеть активно развивается и в других аспектах. В настоящее время реализуется проект по перезагрузке отделов фруктов и овощей. Их ассортимент доведён до максимума – от картофеля до авокадо. Причём отделы овощей и фруктов в этой торговой сети постоянно расширяются, и цены становятся всё более привлекательными.
В торговой сети бывают ежедневно более 87 тысяч человек -
каждый восьмой житель города совершает здесь покупки. И компании есть ещё чем удивить горожан!
На правах рекламы