Утром, 5 апреля, на городской трассе, называемой в народе «грузовой восьмёркой», произошёл провал асфальта. Вскоре стало понятно, что это масштабный оползень. В последующие дни движение почвы и разрушение автодороги продолжились вплоть до железнодорожной насыпи.
В настоящее время в городе объявлена чрезвычайная ситуация, выезд грузовиков к «Императорскому» мосту закрыт. Оползневые массы, наседающие на железную дорогу, вывозят самосвалами, подвижки продолжаются. А 11 апреля началось движение грунта в районе горнолыжной трассы «Ленинских горок» прямо под зданием филармонии.
Задолго до событий
31 марта Следственный комитет региона сообщил о завершении расследования уголовного дела, в отношении бывшего директора муниципального казенного предприятия противооползневых работ Ильдуса Юсупова и трёх его соучастников. Всем предъявлено обвинение в хищении более 20-ти миллионов рублей, выделенных на проведение противооползневых работ в 2010 - 2012 гг.
А в конце лета 2015 года на геологически сложном участке аккурат над «грузовой восьмёркой» компания КПД-2 начала строительство 25-этажного жилого комплекса. Возможности негативных оползневых последствий отвергались экспертами сходу, несмотря на имевшие место в ходе обсуждения проекта бурные дебаты, мнение экологов и общественности. Разрешение на строительство было получено, и стройка вступила в свою активную фазу.
Связи не видят
Связь строительства дома с последующим оползнем сходу отверг и глава города, он же председатель городской КЧС Сергей Панчин, ссылаясь на компетентное мнение экспертов санкт-петербургского института «Гипростроймост»:
- Это эксперты скажут. На сегодняшний день говорят «нет», - ответил он на вопрос, не стала ли стройка причиной оползня. - Если бы тень сомнений одна тысячная была, мы бы её (стройку) давно остановили, здесь разговоров бы не было, - сказал глава города сразу после заседания оперативного штаба на месте оползня утром 9 апреля.
Он также сообщил: для того, чтобы восстановить и в дальнейшем обезопасить от повторения оползней эту территорию, по самым скромным подсчетам того же института необходимо 2,8 млрд. рублей. Для таких же работ в «Разрезе Мелановского» в районе улицы Любови Шевцовой необходимо 3,5 млрд. рублей. В качестве природной причины указывается снежная и тёплая зима, из-за чего почва напиталась влагой.
Многие горожане, видя последовательность событий – стройки и оползня всё же связывают их между собой. Местное отделение КПРФ дважды с начала подвижек грунта организовывало протестные митинги с требованием остановить стройку, на которые удавалось собрать до ста человек, акция 11 апреля даже перешла в стихийное перекрытие улицы Кирова. Стройка, тем не менее, продолжается. На участке в районе филармонии в это же время с горнолыжных подъёмников снимают тросы, дабы уменьшить нагрузку на склон.
«АиФ» будет следить за дальнейшими событиями и сообщать подробности.