В Ульяновском театре драмы состоялись не совсем обычные гастроли – «Большие гастроли». В течение двух дней, 25 и 26 ноября, три балета представил публике Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко, больше известный под названием «Донбасс Опера».
Работали в пяти километрах от «линии соприкосновения»
Итак, всероссийский проект «Большие гастроли» предоставили зрителю возможность открыть для себя три уникальных балета - «Тысяча и одна ночь» советско-азербайджанского композитора Фикрета Амирова, «Малыш и Карлсон», а также «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
В чём уникальность именно этих трёх балетных спектаклей, объяснил художественный руководитель театра, почётный гражданин Донецка и народный артист ДНР Вадим Писарев:
«Мы выбрали этот репертуар не случайно, поскольку таких спектаклей больше нет нигде – ни в России, ни за рубежом. «Тысяча и одна ночь» - настоящая восточная сказка, чистый Восток, которого даже в кино не покажут, «Пер Гюнт» - философская притча, которая объединяет две самые актуальные в наше время темы – покаяние и любовь, а «Малыш и Карлсон» - уникальная и очень органичная аранжировка музыкальных тем нескольких известных композиторов. И удалось добиться такого эффекта, что дети самых разных возрастов аплодируют стоя. Тема любви объединяет все три спектакля, что особенно необходимо в наше непростое время».
Особо трепетно маэстро остановился на балете «Тысяча и одно ночь», который в репертуаре театра уже сорок лет, и тема любви там раскрыта особенно объёмно - через ревность, измену и нежность.
Народный артист ДНР, генеральный директор театра Евгений Денисенко рассказал предысторию визита дончан в Ульяновск:
«В самом Донецке здание театра закрыто с 18 февраля. Это пришлось сделать накануне обострения военной ситуации. Активизация гастрольной деятельности дала нам возможность сохранить коллектив, который составляют 515 человек - солистов, певцов хора, оркестрантов, танцовщиков и балерин, а также бутафоров, швей и прочих технических работников. С 2014 года театр работал всего в пяти километрах от «линии соприкосновения», не останавливаясь ни на один день. Здание построено в 1932 году, и в этом году театру исполняется 90 лет. Так что «Большие гастроли» для нас начались ещё в марте - с юга России, со спектаклей в Сочи, Краснодаре, Ростове, Ставрополе, Волгограде. А сегодняшний гастрольный тур охватит девять городов Поволжья – Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-ола, Уфа, Оренбург, Саратов, Астрахань, Ульяновск и финиш – в Самаре. Ранее в этих краях театр никогда не бывал…»
На 90-летие - «Князь Игорь»
На 27 марта этого года были намечены праздничные мероприятия, посвящённые 90-летию театра, но их пришлось отложить в связи с СВО. Но Евгений Иванович уверен, что праздник всё равно состоится - в феврале будущего года. И отмечен он будет премьерой оперы Бородина «Князь Игорь». Именно этот спектакль театр давал в 1932 году в честь новоселья. Премьерные показы состоятся в Крыму – в Севастополе, Симферополе, Феодосии и Керчи.
Как поверить в добро и справедливость
Итак, что именно увидели ульяновские зрители… Балет «Тысяча и одна ночь» - истинное порождение классического Востока. Он был написан композитором Фикретом Амировым в 1979 году, и тогда же впервые увидел свет на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета. Сказки Востока оказались способны творить чудеса! Увлекательные, интригующие повествования красавицы Шахерезады заставили отчаявшегося, ожесточившегося, да ещё и облечённого властью человека поверить в любовь, добро и справедливость. Красочное зрелище вобрало в себя не только сюжет «Рассказа о царе Шахрияре»… Собственно, текста там меньше, чем на страницу…
«Жил-был когда-то злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Отцы и матери прятали от царя Шахрияра своих дочерей и убегали с ними в другие земли. Скоро во всем городе осталась только одна девушка — дочь визиря, главного советника царя, — Шахразада…». Балет дополнили сюжеты тех увлекательных сказок, что смягчили сердце жестокого владыки: «Синдбад-Мореход», «Птица Рухх», «Аладдин», «Али-баба и сорок разбойников».
Балет «Малыш и Карлсон» в постановке Вадима Писарева по мотивам одноимённой книги шведской писательницы Астрид Линдгрен был адресован, главным образом, юным зрителям. Поэтому, по сути, был «дневным сеансом». Новые приключения любимых героев, знакомых нескольким поколениям наших сограждан по популярному советскому «мультику», воплощены в жизнерадостную и красочную сказку-феерию, где фантазии сливаются с реальностью, а мечты становятся явью.
И, наконец, балет в двух действиях «Пер Гюнт»… Музыка Эдварда Грига наиболее точно подходит к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» - едва ли не самое «пошедшее в народ» произведение великого норвежского композитора. У постановки этого спектакля «Донбасс-оперой» - также юбилей, поскольку премьера состоялась в 1997 году – ровно четверть века назад. Вадим Писарев так рассказал об истории создания этого спектакля: «Я пересмотрел много драматических спектаклей и понял, что смогу сделать лучше и интересней, поскольку увидел то, что не видели другие. Ибсен хотел, чтобы в середине зритель смеялся, а в конце горько плакал. И я нашел такой момент – это, когда герой встречается с мафиози. Там хореография поставлена с юмором, и зритель смеется. А в конце – сцена покаяния, когда после многих лет праздных странствий Пер Гюнт возвращается на Родину, встречает уже состарившуюся и ослепшую Сольвейг, и она ему говорит: «Я тебя ждала». Здесь слезы. При этом я не изображал их старыми. Я изобразил их молодыми, ведь человек, старея, все равно чувствует себя молодым. Вот я и показал эти молодые души, которые встретились и вместе ушли в другой мир, где царят любовь и свет…»
Любовь и свет стали связующей нитью для всех трёх спектаклей, как, впрочем, Вадим Писарев и обещал. И ульяновские зрители по достоинству оценили этот посыл, исходящий оттуда, где гремят пушки, но музы не молчат…