«Я просто похулиганил – веселитесь!» – такими словами ульяновский художник Владимир Зунузин предварил свою выставку «Парафразы на тему Пикассо», которая открылась 2 ноября в Музее изобразительного искусства ХХ – ХХI вв.
Ответ нашли специалисты…
Художник похулиганил, предоставив искусствоведам и зрителям размышлять – а зачем он это сделал и является ли это достаточным поводом для тематической выставки? Специалисты ответы нашли, во всяком случае попытались. Директор музея Елена Сергеева отметила, что сам Пикассо тоже делал парафразы картин Веласкеса и Мане, и в данном случае главным для художника было «создать интригу, игру высокого свойства». Художник Борис Склярук сказал, что целью Зунузина, очевидно, было «пощекотать нервы себе и зрителям». Искусствовед Луиза Баюра дала своё объяснение: «Пикассо и Матисс были соперниками в искусстве. Зунузин соединил того и другого, насытив Пикассо цветом Матисса».
Выслушав целый набор интерпретаций, художник воскликнул: «Наконец-то мне объяснили, что я сделал!». Он подтвердил версию о том, что ему захотелось «раскрасить Пикассо», потому как тот, по словам Зунузина, был художник сумрачный и «недостаточно цветной».
Хулиганский парафраз?
Парафраз – известный приём в искусстве, в первую очередь в музыке и литературе. Лист делал переложения Баха для фортепиано, Родион Щедрин написал «Кармен-сюиту» для своей жены-балерины Плисецкой, не счесть разнообразных вариаций на темы народных мелодий для разных инструментов. Сказки Пушкина – это мастерский парафраз на тему сказок его няни Арины Родионовны, чуть ли не всё, что написал Шекспир, – это гениальные, но всё же парафразы на темы, которые он не сам придумал. Для одного парафраз – способ виртуозного самовыражения, для другого – тренинг, игра словами, звуками, красками в надежде обрести в игре новые смыслы. А для кого-то – хулиганство. В любом случае о качестве парафраза мы судим по количеству новизны, которое привносит в жизнь художник через эти вариации. А вот требовательный писатель Варлам Шаламов категорично утверждал: «… По тем дорогам, даже по тем тропам, по которым прошли большие поэты, ходить нельзя. Пути подражания для поэта закрыты».
С этих позиций можно рассматривать и выставку «Парафразы на тему Пикассо». Все эти искажённые кубистические профили – очень узнаваемы. Настолько узнаваемы, что возникает вопрос – а зачем надо было ходить по следам Пикассо, если он был первым и, что называется, «закрыл тему»? Где провести грань между подражанием и «парафразами»? Впрочем, когда начинаешь приглядываться, понимаешь, что суть этой работы – в деталях, в том, что Зунузин «накладывает» на Пикассо, в этих цветных лоскутах, в которые он обряжает эти странные фигуры, в композиционных решениях.
Впрочем, лично мне кажется, что художник Зунузин был в максимальной степени самим собой в его монохромных деревенских пейзажах конца 80-х – начала 90-х годов. Это был узнаваемый стиль, уникальный творческий почерк, отличающий настоящего художника. Эти негромкие многозначительные полотна обладали таинственной притягательной силой, всасывали в себя зрителя наподобие чёрных дыр. Потом Зунузин увлекся компьютерной графикой и стал, если не как все, то как многие: появились умозрительные конструкции «от головы», основанные на цифровых фильтрах, применённых к цифровым фильтрам… Попал в «матрицу» и растворился в ней.
Так зачем теперь понадобились парафразы? Художник всегда имеет право ответить: а ни зачем, так захотелось! Если права Елена Сергеева, и мы наблюдаем за попыткой внести в работу «игру высокого свойства», то ее можно приветствовать как шаг художника к себе – через Матисса и Пикассо. Возможно, через какое-то время он наиграется, и мы увидим второе рождение Зунузина, того самого и вместе с тем – другого. А насчёт того, чтобы «пощекотать нервы зрителям»… Походите по Эрмитажу, Русскому музею, ГМИИ имени Пушкина, по зарубежным музеям классического и современного искусства, если удастся, и вы перестанете бояться щекотки.
Выставка продлится до середины декабря.