В Ульяновске открыли памятник Сергею Есенину - тот самый, за удивительной судьбой которого «АиФ» следит с марта этого года.
Беломраморное изваяние, созданное скульптором Анатолием Бичуковым, после десятилетий забвения получило постоянную прописку во дворе Музея изобразительного искусства XX - XXI веков и 25 сентября впервые предстало перед горожанами.
Праздник удался
Церемония открытия монумента прошла с большой помпой - театрализованное действо, высокопоставленные гости, красивые речи и голос самого поэта, звучавший над музейным двориком, пока с белоснежного мрамора снимали скрывавшее его полотно. По завершении церемонии к подножию вновь открытого монумента легли живые цветы. Словом, всё было торжественно и красиво.
С точки зрения информативности тоже не придерёшься.
- В далёком 1961 году Анатолий Андреевич Бичуков - в будущем народный художник РСФСР, академик Российской академии художеств - завершил работу над беломраморным скульптурным портретом Сергея Есенина, - сообщил с трибуны губернатор Сергей Морозов. - В 1970 году памятник был передан областному художественному музею. Почему именно ему, до сих пор неизвестно. После этого почти 50 лет скульптура поэта пылилась в музейном хранилище.
Экскурс в историю провела заместитель директора по научной работе областного художественного музея Луиза Баюра:
- Анатолий Бичуков был с детских лет погружен в поэзию Есенина и поэтому создал целый ряд произведений, посвящённых поэту, - рассказала искусствовед. - Их можно встретить в Москве, Калининграде, Туле, естественно, в Рязани и селе Константиново – на родине поэта. Мы открываем эту скульптуру за год до знакового события – 3 октября 2020 года страна отметит 125-ю годовщину со дня рождения Сергея Есенина.
За скобками торжества
Никто не спорит - всё это здорово и познавательно, но самая интересная часть истории, как это иногда бывает, осталась за скобками торжества. А заключается она в том, что ещё совсем недавно мраморного поэта втихаря собирались передать Рязани. Об этом мы узнали от краеведа Сергея Петрова и 27 марта рассказали на страницах нашей газеты. Вкратце напомним суть конфликта.
После того, как директор художественного музея Сергей Жданов решил посоветоваться с автором монумента по поводу достойного постамента, Анатолий Бичуков, а вместе с ним наш земляк художник Никас Сафронов написали губернатору Рязанской области, чтобы он попросил Сергея Морозова передать бюст Есенина рязанцам. Тот, собственно, так и поступил. Глава нашего региона, посоветовавшись с министром культуры Евгенией Сидоровой, пошел навстречу рязанскому коллеге. В итоге на имя министра культуры РФ Владимира Мединского была написана бумага с просьбой разрешить изъятие скульптуры Есенина из фондов ульяновского музея. И это несмотря на то, что его экспертно-фондовая комиссии единогласно решила - монумент должен остаться у нас.
На частные средства
Своё послание федеральному министру отправил и Сергей Петров, сопроводив его только что вышедшей в свет публикацией «АиФ». Ответ за подписью заместителя директора Департамента музеев Наталии Чечель позволил вздохнуть с облегчением: «В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» коллекция музея является неделимой... В этой связи у Департамента отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса о передаче бюста Есенина С.А.»
В общем, никуда Сергей Александрович не поехал, обзавёлся собственным постаментом (к которому, к слову сказать, чиновники от культуры не имеют отношения) и уютным местечком под яблоней.
- Большое спасибо писателю и предпринимателю Илье Таранову и сотрудникам художественного музея, которые взяли на себя расходы по приобретению и доставке постамента. Пьедестала, который выдержал бы скульптуру, весящую около полутонны, в Ульяновске не нашлось - пришлось везти из Краснодарского края. В 8,5 тысяч рублей обошелся сам бетонный постамент, в 13,5 тысяч - его доставка, - рассказал Сергей Петров.
Получается, что культура в регионе существует не благодаря, а вопреки деятельности тех, кто за нее отвечает?