Сергей Есенин, как известно, был поэтом скандальным, но даже он едва ли предполагал, что столетие спустя вокруг его имени снова будут кипеть страсти, причём не где-нибудь, а в Ульяновске.
У музея на задворках
Эта история началась в далёком 1970 году, когда страна отмечала столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата. Ульяновск, естественно, был в центре событий - Ленинский мемориал построен, новый музей и город осыпают подарками. В числе оных оказался и беломраморный бюст Есенина, выполненный в 1961 году начинающим скульптором Анатолием Бичуковым. Почему министерство культуры РСФСР решило презентовать изваяние художественному музею, а не Мемцентру, доподлинно неизвестно - может, дело в творчестве поэта, а может, в репутации.
Увы, в экспозицию музея мраморный Есенин так и не вошёл - в здании 1916-го года постройки просто не нашлось перекрытий, способных выдержать изваяние, весящее больше тонны. В итоге скульптуру убрали в сарайчик (был такой на задворках музея), где она пролежала несколько десятилетий. После того как власти распорядились сарайчики за музеем убрать, мраморный поэт «переехал» на улицу Льва Толстого - во двор музея изобразительного искусства XX - XXI веков (филиал художественного музея).
Не исключено, что в скором времени Сергей Александрович снова отправится в путь, причём не на соседнюю улицу, а к себе на родину, в Рязанскую область (скорее всего прямо в село Константиново). Насовсем. И это в тот момент, когда после долгих лет забвения у скульптуры появился реальный шанс предстать перед нами!
Рязани нужнее?
- Когда директор музея решил посоветоваться с автором (а сегодня господин Бичуков очень именитый скульптор) на счёт места установки бюста и подходящего постамента, тот потребовал перевезти скульптуру в Константиново, на родину Есенина, - возмущается краевед Сергей Петров, благодаря которому мы всю эту историю и узнали. - В итоге Бичуков, а вместе с ним небезызвестный Никас Сафронов написали губернатору Рязанской области, чтобы он обратился к Сергею Морозову с просьбой отдать бюст Есенина рязанцам. Тот, собственно, так и поступил. Тем временем на собрании экспертно-фондовой комиссии художественного музея было принято решение скульптуру не отдавать. Единогласно.
Ну как здесь ни вспомнить Гайдая: «Кемска волость? Забирайте - государство не обеднеет»…
Политическое дело?
Что решат в федеральном министерстве, - вопрос, но сам факт того, что культурная ценность отдаётся втихаря, без привлечения общественности, Петрова очень возмущает.
А ещё удивляет позиция местных писателей, к которым краевед обратился в надежде обрести союзников. Литераторы вроде как и не против, чтобы их мраморного собрата по перу оставили в Ульяновске, но не до такой степени, чтобы всем сообществом просить об этом Мединского, да еще и в письменном виде. Мотивировали просто - это дело политическое, а мы политикой не занимаемся. Вот вам и гражданская позиция, и литературный город ЮНЕСКО...
Директор художественного музея Сергей Жданов признает - дело, действительно, резонансное, но все происходящее не выходит за рамки правового поля.
- Анатолий Бичуков, как и любой другой автор, следит за судьбой своих произведений. Он знает, что его работа находится в собрании нашего музея, и если он посчитал нужным поставить вопрос о ее установке в селе Константиново, на родине Есенина, то это его право как автора. Сам вопрос находится в правовом ведении министерства культуры РФ - именно оно следит за учетом государственного музейного фонда и определяет, в каком музее должны храниться те или иные экспонаты. Если на то будет воля министра культуры страны, то мы, естественно, подчинимся и скульптуру передадим. На данный момент такого приказа нет, - объяснил Сергей Жданов, добавив, что если бюст Есенина не уедет, его, скорее всего, будут экспонировать во дворе музея на Льва Толстого (с подходящим помещением по-прежнему есть проблемы). Но сначала придется определиться с постаментом, обеспечить к скульптуре подход и, естественно, позаботиться о ее сохранности.