Известный российский фотограф Леонид Лазарев нашел в своей судьбе множество точек соприкосновения с биографией Вильяма Каррика – шотландского фотографа XIX столетия, жившего и творившего в России. Современный классик поставил перед собой задачу пройти путем своего предшественника и продолжить начатое им, только уже изобразительным языком XXI века.
Точки соприкосновения
Вильям Каррик был сыном лесопромышленника. У Леонида Лазарева бабушка по материнской линии также была дочерью лесопромышленника из Петрозаводска. Это точки соприкосновения в родословной. Где лес и русская глубинка – там и тесное общение с простыми людьми, с природой, с русской душой.
Оба художника обучались искусству в элитных заведениях своего времени. Вильям Каррик – рисунку и живописи в мастерской Карла Брюллова, Леонид Лазарев – искусству оператора во ВГИКе. И оба в конце концов остановились на фотографии. Обоих творчески «зацепила» Симбирская-Ульяновская земля. У Каррика – более двухсот из семисот работ сделаны в Симбирской губернии. У Лазарева – снимки, сделанные в Ульяновске в 1958 году, вошли в золотой фонд работ фотохудожника, с них началось его всесоюзное и международное признание.
Вернуть селам жизнь
Мастер вновь посетил регион осенью прошлого года. Работая над фотокнигой о Денисе Давыдове, он приехал в Верхнюю Мазу Радищевского района, где прошли последние годы жизни поэта.
- За всю журналистскую жизнь (а это лет 60!), такого кайфа, как я сейчас получил от Ульяновска, от осеннего перепада высот, каких-то цветовых форм, снятого урожая, вспаханной земли, красоты неба – я такого не видел! Это потрясающе!
Оказавшись сразу после сельской поездки в областном центре, фотохудожник в одной из местных экспозиций увидел фотографии Вильяма Каррика.
- Несколько работ просто резанули сознание своей глубиной и подлинностью. Это были фотографии не с доски почета. Это были фотографии, рожденные любовью к этим людям.
В конце концов художник пришел к идее собственной экспедиции и в дальнейшем – устройства собственной выставки вместе с фотографиями, сработанными великим предшественником. После этого были поиски стиля и решения, изобразительных средств. И форма была найдена - полуразмытое цветное изображение. Фотохудожник продемонстрировал первые двадцать работ из начатой серии как результат экспедиции этого лета.
Экспедиция стала частью второго большого культурного туристско-спортивного фестиваля «По Суре из прошлого в будущее». Рассказывая о нем, директор Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области имени Николая Карамзина Сергей Прокопенко сообщил, что для него самого открытие Посурья стало наиболее серьезным потрясением этого лета.
- Мы пытаемся с помощью фотохудожника Леонида Лазарева брендировать этот регион и вдохнуть в него таким образом новую жизнь. И если мы привлечем туда не только туристов, но и дачников, сможем вдохнуть новую жизнь в эти деревни, мы справимся со своей задачей, - сказал Сергей Прокопенко.