Картина Заслуженного художника России Бориса Склярука «Улица Гончарова вечером» украсила обложку журнала «Легенды Симбирска-Ульяновска». Борис Николаевич и сам личность легендарная, всегда отличавшийся независимостью суждений. Он поделился с «АиФ» взглядами на искусство, историю и современность.
- Борис Николаевич, какую, по вашему мнению, роль сыграла живопись в истории человечества.
- Дело в том, что без неё значительная часть истории была бы просто утрачена. Живопись существовала во все времена и у всех народов. Ещё будучи студентом, я приобрёл небольшую брошюрку «Наскальные росписи Тассили» с репродукциями живописи, которую оставили люди, жившие тысячелетия назад на территории Африки. И уже там была великолепно передана динамика и пластика каждого движения, отражён драматизм ситуаций. Это было настоящее творчество – без трафаретов и шаблонов. Уже тогда человек стремился запечатлеть свою жизнь и передать потомкам дух своего времени. Долгие тысячелетия живопись, скульптура и архитектура были единственным средством отправить послание потомкам, сохранить о себе память в веках.
- А как вы относитесь к тому, что искусство в разные эпохи становилось средством пропаганды и агитации?
- В советские времена был постоянный стабильный государственный заказ не только на произведения монументального искусства, но и на живопись. Естественно, чаще всего он носил идеологический характер. Сейчас заказов от власти живописцы практически не получают. С одной стороны, это даёт полную свободу творчества, а с другой – создаёт определённые жизненные сложности для самих художников. Но я не вижу ничего предосудительного в том, что искусство служит инструментом продвижения каких-либо идей, формирования определённых настроений в обществе. Что плохого в патриотизме, здоровом образе жизни, каких-то нравственных ориентирах, в исторической памяти, сохранении традиций?!
Но сейчас государство лишь изредка, когда приближаются какие-либо «круглые» даты, обращает внимание на живописцев. Вот сейчас в Москве планируется большая выставка, посвящённая 70-летию Победы, но и в этом случае о приобретении картин, а тем более, о заказе речи не идёт. Во всяком случае до Ульяновска подобные предложения не доходили.
- Почему так изменилось отношение?
- Сейчас искусство как средство пропаганды, агитации и воспитания отошло на второй план. Есть телевидение, есть Интернет, которые считаются более эффективным инструментом воздействия на общественное сознание. Но это очень поверхностный взгляд… Включив «ящик», по всем каналам сейчас наблюдаешь примерно одно и то же: повторяющиеся лица в новостных программах, «дежурный» набор фильмов. Я уж не говорю о навязчивой телерекламе, которая у нормального человека ничего, кроме раздражения, вызывать не может.
- А будущее у живописи есть?
- Несмотря ни на что, интерес к изобразительному искусству не угасает. Да и вообще стремление к творчеству в человеке иссякнуть не может. Об этом говорит, например, популярность Пластовских пленэров в Прислонихе - как детских, так и тех, в которых участвуют состоявшиеся художники. Это очень интересно, поскольку там сохранились не только те ландшафты, которые писал великий художник, но и люди, которые служили прототипами созданных им образов. Пусть они тогда были девочками, а теперь - уже бабушки, но через них передаётся дух той эпохи, который по-настоящему вдохновляет. Я переписываюсь со многими участниками этого пленэра, и все они благодарны судьбе за то, что им довелось поработать на родине Аркадия Пластова. Более того, все они мечтают снова приехать туда. Однако в прошлом году пленэр не состоялся – средств на него не хватило… А жаль.
- А где-нибудь ещё проводятся подобные пленэры?
- Мы с Николаем Паймушкиным представляли Ульяновск на пленэре в Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и Юрино, который проходил с 1 по 20 сентября прошлого года. В нём участвовало двадцать художников со всей России, и даже один приехал из Казахстана. Огромное впечатление произвела обновлённая столица Республики Марий-Эл. По сути, построен новый город – очень красивый, не давящий на людей громадами бетонных «коробок». И откуда пришла подобная градостроительная концепция, мы поняли, когда посетили Юрино, где находится дворец графа Шереметьева. Стиль взят именно оттуда! Удивила и местная школа искусств – целый квартал трёхэтажных домов с просторными вестибюлями и мраморными полами. Детей учат музыке, танцу и изобразительному искусству. И эффект очень впечатляющий: там четырнадцатилетние подростки рисуют так, как у нас не могут многие студенты университета… Думаю, что сама эстетика городской среды благотворно влияет на развитие творческих способностей.
- Опишите среднего современного заказчика живописного полотна?
- Основная масса современных заказчиков – довольно состоятельные люди, которые постоянно путешествуют по заграницам, покупают картины у тамошних уличных художников, полагая, что это образцы высокого искусства. Я сам видел эти «рынки» и в Берлине, и в Варшаве, и в Кракове… Потому знаю: как правило, торгуют там суррогатом, поделками, созданными «на потоке». Но, увы, они-то и формируют вкусы массового потребителя, который начинает требовать примерно того же от местных художников. Так что, как правило, действительно творческая работа не является сейчас средством заработка. К тому же, есть ещё одна закономерность: чем богаче человек, тем он «экономнее»… Приходят люди, одетые «от кутюр», и говорят, мол, нам что-нибудь тысячи за три. Да сейчас только холст, подрамник и краски обойдутся дороже…
- Но и сейчас есть художники, которые популярны и дорого стоят…
- У испанского писателя XVI века Франсиско де Кеведо есть книга «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников». Такие доны паблосы, стяжавшие себе популярность методами шоу-бизнеса, сейчас есть и в живописи, и в литературе, и даже в балете… Пока царствует массовое дурновкусие, они будут процветать. Рецепт от этого один: постепенное повсеместное повышение уровня культуры и образования. Но это, в лучшем случае, потребует десятилетий упорного труда, совместных усилий власти и людей искусства.