Примерное время чтения: 5 минут
343

Картины Брейгеля обрели объём. В Ульяновске открылась необычная выставка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ - Ульяновск 9 28/02/2024
Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Выставка, которая открылась 21 февраля в Музее изобразительного искусства XX–XXI веков, поистине необычна. У кого, глядя, например, на ту же «Джоконду», не возникало желание разглядеть нечто большее, чем загадочная улыбка, увидеть её, если не в движении, то хотя бы в объёме.

Конечно, Питер Брейгель Старший, а тем более его потомки, не так знаменит, как Леонардо, но это вовсе не означает, что его произведения производят на зрителей менее сильное впечатление. Так что недаром именно в нём и в представителях его династии нашёл источник вдохновения скульптор Александр Рукавишников, который воплотил в бронзе многих персонажей с полотен XVI века.

Большой ценитель искусств, известный в Ульяновске меценат Александр Капитонов, который стал одним из инициаторов проведения в нашем городе этой выставки, отметил: «Герои Питера Брейгеля – простые люди со всеми их невзгодами и радостями, а не какие-то там средневековые аналоги нынешних «голливудских звёзд». Это такие же люди, каких мы и сейчас можем встретить где-нибудь в Чердаклах или в Инзе. Можно провести параллель между Брейгелем и Пластовым. У них порой даже сюжеты совпадали – и у Пластова, и у Брейгеля есть, например, «Сельский праздник». И объединяет этих мастеров не только выбор именно таких персонажей, но и любовь к этим людям».

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Итак, выставка «Александр Рукавишников: Трансформация после Брейгелей» открылась, и на ней представлены копии живописных полотен представителей династии Брейгелей (преимущественно Питера Брейгеля Старшего), а рядом с ним – те же сюжеты, но уже в металле, созданные Александром Иулиановичем Рукавишниковым, выдающимся российским скульптором, создавшим в разных городах страны монументы, многие из которых стали поистине культовыми. Например – обелиск на месте гибели космонавта Юрия Гагарина и лётчика-испытателя Владимира Серёгина, памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Льву Яшину в Лужниках, а также известным булгаковским персонажам – Бегемоту и Коровьеву на Большой садовой улице в Москве.

Сам этот выставочный проект затеяли в Тольятти - в Музее Актуального Реализма, а в Ульяновск он переместился из Самары. Кстати, бронзовые скульптуры искусно декорированы методом холодной росписи, что ещё более приближает их к живописи классика Северного Возрождения и делает их еще более живыми и реалистичными.

Елена Сергеева, заведующая Музеем изобразительного искусства XX–XXI веков, отметила, что в отличии своего предшественника, Иеронима Босха, который держался за Средневековье, Питер Брейгель Старший всецело принадлежал эпохе Возрождения, и именно это делает его творчество ещё более притягательным. Кстати, она же упомянула о том, что некоторые скульптуры Александра Рукавишникова весят не менее центнера, а экспозиция расположилась в музее в трёх залах на втором этаже. Так что Елена Николаевна сказала особое спасибо тем, кто эту выставку монтировал, не взирая на то, что это было очень нелегко даже с физической точки зрения. Кстати, выставка не будет ограничена показом работ Брейгелей и Рукавишникова – ей будет сопутствовать большая культурно-просветительская программа, в том числе лекции о творчестве династий Брейгелей и Рукавишниковых, а также тематические музыкально-поэтические вечера, в которым примут участие актёры театра-студии «ENFANT-TERRIBLE».

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

К организации выставки также приложил руку Фонд развития современного искусства «Левый берег», что, впрочем, не удивительно – выставки «левобережцев» проводятся в музее регулярно, и даже сейчас там можно увидеть полотна Алексея Соколова. Судя по всему, эти два художника – Алексей Соколов и Александр Рукавишников духовно близки друг другу – например в своём отношении к так называемой «массовой культуре», которая сейчас активно проникает и в живопись, и в скульптуру. Например, Александр Рукавишников как-то заявил: «Девяносто процентов так называемых памятников я бы убрал. А скульпторов, создающих их, изолировал бы от общества, дабы у них не было возможности засорять психосферу планеты». Не исключено, что он абсолютно прав. А выставка продлится до 17 марта, и Елена Николаевна предупредила, что закрыта она будет точно в срок. Так что, кто не успеет, тот точно опоздает...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах