Корреспондент «АиФ в Ульяновске» побывал в гостях у димитровградского художника Вячеслава Алатырского, который в последнее время стал известен как иллюстратор «Дневника Домового» писателя-блогера Евгения ЧеширКо. Но творчество живописца отнюдь не ограничивается этим циклом. На полотнах художника натюрморты, красоты нашего края, пейзажи в стиле Айвазовского, булгаковские герои, американский Ястреб и русский Медведь.
Волк и Айвазовский
Картины живописца расставлены полукругом по всему залу городской квартиры: Вячеслав ждал моего визита и постарался представить все образцы своего творчества. Собственно, это и есть его художественная мастерская. В качестве мольберта – старенький видавший виды этюдник. Другого не надо, чтобы не загромождать квартиру.
«Не могу сказать, в каком классе это было… В общем, когда на экраны вышли первые серии мультфильма «Ну, погоди!», я стал взахлеб рисовать Волка, Зайца и других персонажей во всех ракурсах. Взрослые и сверстники были в восторге. В итоге даже проиллюстрировал несуществующую серию моего собственного сочинения», - рассказывает Вячеслав.
Уже потом, когда задумал получить художественную профессию и поступить в училище, была серия копий картин Айвазовского. На этих работах Вячеслав научился передавать ту неуловимую дымку, которая неизменно присутствует на полотнах мастера. А потом, как водится, стал вмешиваться в задумку художника: переставлять объекты на холстах: а что если парусник подвинуть правее, а волну изобразить пониже? Получались уже собственные холсты в стиле классика-мариниста.
Вячеслав любит выбираться за город. Зима и лето – хороши пейзажи окрестностей города на Черемшане.
От реактора к холсту
Мы знаем Димитровград как город атомщиков. Вячеслав - тоже атомщик. Пошел по стопам отца. Окончил машиностроительный техникум и устроился на НИИАР, с тех пор рабочего места не меняет. Рутинные операции, отработанные до полного автоматизма, позволяют обдумывать все новые и новые сюжеты. Круглосуточная работа по графику с соответствующими отгулами позволяет много времени отдавать художественному творчеству.
«Раньше считалось, что моя работа – это НИИАР, а художества – всего лишь хобби. Теперь все поменялось местами. Хобби стало работой», - говорит мой собеседник.
Но если говорить о всероссийской известности, то ее Вячеслав Алатырский получил именно как иллюстратор «Дневника Домового» писателя-блогера Евгения ЧеширКо, который вместе с другими рассказами автор публикует на своем интернет-сайте.
«Кот переживает, что его лоток не выглядит празднично. Предложил ему съесть дождик с елки и подождать пару часов. Тот говорит, что не видит связи, но дождик жрать не перестает».
Забавные сценки из жизни Домового, Кота, хозяев дома и прочей нечисти с живностью, очень полюбились в последнее время взрослым и детям. Зацепили они и димитровградского художника. Вячеслав прислал автору иллюстрацию, тому понравилось, и он стал выставлять свои рассказы непременно с его картинками.
«Нашел в кладовке альбом с фотографиями Куклачёва. Кот говорит, что подбросил кто-то. А голосок то дрожит...»
«Во всем поселке отключили свет, а у председателя горит. Сначала думали, что коррупция, а оказалось, что пожар... Но ничего, приехали пожарные, потушили. Сгорела только вся бухгалтерия за прошлый год. Сначала думали, что пожар, а оказалось, что коррупция...»
А потом вышел бумажный подарочный вариант книги, целиком иллюстрированный димитровградским художником.
Лицо и морда
Кстати, что здесь первично, а что вторично, тексты ЧеширКо или художества Алатырского – можно поспорить. Образ Домового у художника нарисовался еще до знакомства с «дневником». Как-то Вячеслав проснулся от ночного кошмара, где встретился с неким жутким, зловредным и агрессивным потусторонним существом. Потом мистическое сновидение в состоянии между сном и явью повторилось.
Тот образ прочно впечатался в память. И захотелось в противовес ему создать антипода - нечто забавное, не слишком вредное и, в сущности, доброе. Так появился образ смешного Домового, а тут и рассказы ЧеширКо подоспели.
Кстати, сейчас Алатырский сам придумывает сюжеты историй из жизни Домового с Котом и таксой Халком, а одновременно с этим пишет соответствующие картинки. Согласно одной Кот сам решил заняться писательством. И псевдоним придумал Котопуш – в честь Пушкина. Но выяснилось, что Пушкин-то писал гусиным пером! На новой картинке – разборки с гусями в попытке раздобыть перо для дальнейших кошачьих нетленок.
Как можно так «по-человечески» изобразить кошачью морду? – спрашиваю. Ведь таких эмоций реальные животные выдавать не могут. А тут не морда, а именно лицо.
Оказывается, для этого надо, как артисту, войти в образ. Даже кривляться перед зеркалом приходится – строить соответствующую физиономию.
«Представьте себе: стою перед холстом, пишу кота. И у меня – такое же в точности выражение лица, как у него. Нужно же изнутри проникнуться образом! – рассказывает художник».
Неужели, спрашиваю, у Кота нет реального прототипа? Да, животных в квартире нет. Получается, что это – образ собирательный. Иногда Вячеславу позируют коты друзей и знакомых. Зато писать Домового художнику помогает кукла на шарнирах работы местной кукольной мастерицы. Шарнирному Домовому легко придать любую позу, и это очень помогает.
Однажды Вячеслав расположил куклу на краю печного проёма в деревенском доме. Случайно порезав палец, обработал ранку зеленкой. Открытую баночку (некогда закрывать, процесс идет!) тоже поставил на край. Хозяйский рыжий кот проходя мимо (хвост трубой!) смахнул эту баночку прямо на себя. Так и родилась композиция: Домовой, зажав в кулачок огромный карандаш, пишет свой дневник, а рядом дремлет кот – весь в зеленке.
Читатели с энтузиазмом восприняли союз писателя и иллюстратора. «Из всех иллюстраций к «Дневнику Домового» эта - самая моя любимая! Тааакой кот!!! Таааакой Домовой!!!! Столько тепла, юмора, любви здесь - можно даже греться как у костра в ночи!» - написала 12 декабря 2020 читательница Наталья Яремчук в ЖЖ Евгения ЧеширКо под одной из «новогодних» иллюстраций Вячеслава Алатырского.