Примерное время чтения: 6 минут
143

Эскизы к юбилею Пушкина. Ульяновский театр снова стал лабораторией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ - Ульяновск 34 23/08/2023
Из спектакля «Моцарт и Сальери».
Из спектакля «Моцарт и Сальери». / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

15 и 16 августа драматический театр имени Гончарова уже далеко не в первый раз стал площадкой для лабораторных экспериментов под руководством видного театрального критика, основателя и художественного директора фестиваля «Реальный театр» Олега Лоевского.

Какая ещё демократия?!

На сей раз действо было посвящено предстоящему в будущем году 225-летнему юбилею поэта, которому русский писатель и оригинальный мыслитель Аполлон Григорьев присвоил звание, которое никто даже не пытается оспорить – «наше всё». Так что, на сей раз лаборатория даже имела название «Пушкин. Трагедии», что, собственно, и определило содержание эскизов: «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и, естественно, «Моцарт и Сальери». Режиссёров также было четверо – компанию недавним выпускникам режиссерского факультета ГИТИСа Филиппу Гуревичу, Ярославу Жевнерову и Ксении Самодуровой составил сам худрук Ульяновского театра драмы Владимир Золотарь, который представил зрителю «Пир во время чумы».

Правда, мэтр оставил право выбора пьес своим молодым коллегам, а сам, по его же признанию, довольствовался тем, что осталось. Кстати, в процессе ведения лабораторных опытов осторожно высказывалась мысль о том, чтобы свести все четыре эскиза в один спектакль, но при этом звучали и сомнения: как это – один спектакль – четыре режиссёра? Наверное, это и возможно, однако Олег Лоевский перед демонстрацией каждого эскиза грозился устроить демократическую процедуру – голосование: делать из эскиза спектакль и включить его в репертуар театра или «забыть его, как кошмарный сон». Впрочем, угрозу свою он в реальность воплощать не стал. И правильно! Какая здесь может быть демократия?! Мнение публики – это всегда дело вкуса. А если учесть, что ульяновский зритель отличается доброжелательностью и снисходительностью, то объективной оценки от него точно не дождёшься…

«Каменный гость» - Лаура (Юлия Ильина) и Карлос (Артем Трохинов
«Каменный гость» - Лаура (Юлия Ильина) и Карлос (Артем Трохинов Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Впрочем, как ни оценивай каждый эскиз, очевидно одно: актёры показали высочайшее мастерство, а стремление режиссёров «модернизировать» Пушкина вполне можно понять, хотя относиться к этому можно по-разному…   

Удалось ли «модернизировать» Пушкина?

Хочется высказать отдельный респект эскизу «Каменный гость» от режиссера Ярослава Жевнерова, где реализм и символизм, помноженные на мастерство актёров, не только создали «оригинальное полотно», но и раскрыли новые грани, казалось бы, давно «заезженного» произведения. При этом весь гротеск происходящего не позволил усомниться в уважении автора спектакля к первоисточнику. Не скажу, что «маленькая трагедия» превратилась в «маленькую комедию», но эпизоды, вызвавшие искренний смех публики, очень органично вплелись в классический сюжет. При этом в тексте практически не было какой-либо «отсебятины». Так что, нельзя не упомянуть весь актёрский состав, занятый в этом эскизе: Максим Копылов, Николай Авдеев, Юлия Ильина, Анна Дулебова, Артем Трохинов, Алексей Гущин.

Из спектакля «Моцарт и Сальери».
Из спектакля «Моцарт и Сальери». Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Не очень-то верится, что из четырёх эскизов возможно «склеить» один спектакль, а отдельный «Каменный гость» просто в силу своей невеликой продолжительности едва ли может занять подобающее ему место в репертуаре театра, но бывают же «короткометражки»…

Впрочем, повторюсь, что замечательные актёрские работы были и в других эскизах. Сам Олег Лоевский отметил «гениальную игру» заслуженного артиста России Виктора Чукина, который выступил сразу в двух ролях – Сальери и архангела Гавриила. Прекрасен был и Виталий Мялицын, который в том же эскизе был и Фаустом, и архангелом Рафиалом. Он сумел так перевоплотиться, что порой напоминал персонажа с офортов современника Пушкина – испанского художника Франсиско Гойи из серии «Капричос».

02.	«Моцарт и Сальери», «Мне скучно, бес!», Фауст (Виталий Мялицын).
«Моцарт и Сальери», «Мне скучно, бес!», Фауст (Виталий Мялицын). Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Собственно, чудеса перевоплощения показали и все актрисы из «Скупого рыцаря». По замыслу, понятному одному только режиссёру Филиппу Гуревичу, все роли там играли дамы - Дарья Долматова, Мария Прыскина, Алена Никитова, Валерия Шевченко, Мария Жежела. И, возможно, Константин Сергеевич Станиславский (царство ему небесное) сказал бы им: «Верю!».  

Так что, не будем гадать, что со всем этим случится дальше, но стоит заметить: ещё ни одна лаборатория Олега Лоевского в Ульяновске не обошлась без последствий для постоянного репертуара нашего театра…

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах