Не то чтобы деятели культуры у нас были в дефиците, и не то чтобы общество не тянется к культурным ценностям…Все это у нас есть – и писатели, и художники, и замечательные артисты
Культура должна быть востребована
Одна беда – то, что они делают, востребовано лишь незначительной частью населения. В театры ходят лишь завзятые театралы, а также курсанты, школьники и студенты – преимущественно строем; картины местных живописцев пользуются спросом в основном за рубежами области и страны. А что касается современных местных литераторов, то ни один из них так и не стал сколько-нибудь заметной фигурой даже российского масштаба.
Конечно, видя такое дело, руководство региона решило данное направление усилить и осенью прошлого года даже объявило всероссийский интернет-конкурс на замещение вновь образовавшегося поста в региональном правительстве – министра искусства и культурной политики. Желающих оказалось предостаточно – без малого две тысячи.
Затем 14 финалистов получили ответственнейшее задание: изложить свою управленческую концепцию в аналитической записке на заданную тему - «Развитие территории через культуру». В итоге самой многообещающей была признана работа заместителя директора музея-заповедника Ирины Котовой.
Впрочем, в среде работников культуры информация о том, что именно она, а не кто-то другой, займет этот ответственный пост, начала распространяться значительно раньше, чем было официально объявлено о результатах конкурса, но этот парадокс мы оставим без комментариев…
Не на своем месте?
Соперников у победительницы конкурса было немало, причем сплошь серьезные и авторитетные люди из разных уголков страны – с научными степенями, опытом управленческой работы, а порой и немалыми собственными финансовыми возможностями… Причем 14 января 13 «реальных» кандидатов собрались в Ульяновск для личной встречи с губернатором и публичного представления своих проектов. Так что конкурс, вероятно, областной казне обошелся недешево, поскольку Ирина Котова была единственным представителем нашего региона в этом списке, а остальным пришлось для участия в «решающем собеседовании» проделать неблизкий путь.
Однако выбор пал именно на нее, поскольку, по мнению экспертов, «она гораздо шире увидела актуальные для Ульяновской области проблемы в отрасли культуры, больше возможностей для их решения и предложила интересные проекты в культурной сфере».
И вот, не успели отгреметь фанфары очередной губернаторской инаугурации, как Ирина Котова заявила о своем намерении оставить пост, на пути к которому преодолела столь мощную конкуренцию. Объясняя этот шаг, в свом блоге Ирина Котова написала: «Это решение — результат недостатка управленческого опыта у меня. Я уверена, что это не мое место».
Будет перестройка?
Мы связались с Ириной Геннадьевной по телефону, надеясь получить более подробные комментарии, но она заявила, что все, что могла сказать, уже сказала, а более полно сообщить о причинах своего ухода с поста может только после того, как исполнит свое намерение.
Так что пока остается только строить предположения. И одно из них лежит на поверхности: несмотря на грандиозные проекты в области культуры, которые продвигаются уже не первый год, реальной перестройки в этой области не произошло.
Подавляющая часть усилий направлена не на реальный подъем культурного уровня населения, а на так называемые имиджевые проекты, за которые можно с помпой отчитаться перед вышестоящими властными структурами. И похоже, менять вектор политики в области культуры никто в обозримом будущем не собирается… Так что шаг Ирины Котовой напоминает сцену бегства врача умирающей принцессы из пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», который оставил записку: «Вы ее уморили, а мне отвечать…».