Заглянем в старый, дореволюционный Симбирск – чем он жил в преддверии Пасхи, как готовился к ней и встречал, как радовался Свету Воскресения и Любви.
Ярмарка, в Симбирске ярмарка!
С началом Великого поста в Симбирске открывалась большая Сборная ярмарка,которая проходила на площади около Вознесенского собора, между улицами Московской и Панской (ныне ул. Ленина и Энгельса).Чего тут только не было! Домашняя утварь и ткани, лаки и краски, наряды и ювелирка, пушнина и овчины, чай и сахар, утки, куры, рыба и многое другое.А с 1829 года с разрешения Симбирского губернатора Жмакина ярмарка захватила Большую Саратовскую улицу (ныне ул. Гончарова) до самой Казанской (ныне ул. Красноармейская), а впоследствии и до Венца.
Достойно встретить Пасху означало все обновить! Душу – говением, а дом – покраской, побелкой, новым шитьем и кружевом.И к обновлению внешнего вида женщины относились серьезно –обзаводились нарядами, платками, бусами…
Главное – чтоб жило в душе предчувствие новой жизни, а похлопотать всегда найдется о чем…
Жить от Пасхи до Пасхи
Издавна на Руси в преддверии Пасхи люди совершали добрые дела. В истории Симбирска немало страниц, повествующих об этой традиции. Например, на Пасху богатые симбиряне выкупали под залог арестантов из тюрем. Даже в страшные дни революции и гражданской войны симбирская интеллигенция не забывала о сирых и убогих.Так, например, А.В. Жиркевич, попечитель симбирских тюрем, записал в дневнике 13 апреля 1917 года:«Вчера обошел четыре госпиталя. Дети пели пасхальные молитвы. Была чудесная погода. «Христос воскресе» так чудно звучало в местах страданий и скорби». Следующая запись дневника – о посещении тюрьмы: «Вызвал в контору тюремных деток, раздавал конфеты. Бедные невольники-узники – без прогулок. Даже не видят зелени<…>. Так хотелось вчера – деревьям, небу, людям сказать: «Милые! Хорошие! Радуйтесь недолгой земной радостью!..»
Совсем об ином пишетв 19120 году священник А.П. Смирнов, заточенный большевиками в темницу:«Я всегда жил от Пасхи до Пасхи. В часы литургийной молитвы пред Престолом при открытых Царских вратах испытывалось великое огромное счастье... И боязно было подумать, что когда-нибудь в эту святую ночь придется быть вне храма... Но это сбылось... Пасху я встретил вне храма.…у открытого окна воспринимал поэзию пасхальной ночи в еле долетающих до слуха песнопениях, в мерцающих звездах, в звоне колоколов, в возглашении петела и в умной молитве к Победоносно Воскресшему Страдальцу Христу. В эту ночь я поднялся на значительную высоту духовных лишений...»
Время праздничной трапезы
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах и монастырях Симбирска освящались куличи, яйцаи всё, что было приготовлено дляразговения. Раньше на Пасху освящалсяартос –квасной хлеб особого освящения – для тех, кто немогпричаститьсяна Пасху, зато имел возможность ощутить единство через вкушение общего хлеба.
Традиционный цвет пасхальных яиц – красный – цвет жизни и победы. Окрасить в красный цвет яйца было проще простого: их варили в шелухе красного лука более получаса. Но были и мастерицы этого дела, славившиеся непревзойденным искусством окрашивания яиц. Это, прежде всего, насельницы Спасского женского монастыря в Симбирске. Они, как известно, сначала наносили на яйцо рисунок воском, а уже потом погружали его в краску. Для окрашивания использовали натуральные продукты и травы. Главные секреты нанесения рисунков держались в тайне. На творожной пасхе и куличах обязательно ставили печать с буквами «ХВ» и агнцем. На пряники и куличи также накладывалась искусная роспись. Эти работы выполнялись сестрицами в молитвенном пении, и получить расписной пряник, кулич или яйцо с художественной росписью считалось огромным счастьем, ведь то была особая благодарность – свыше…
Колокольный звон над Венцом
О Великом Воскресении в полночь на Пасху возвещали все многочисленные колокола симбирских церквей. А храмов в маленьком городке было очень много: кафедральный Троицкий собор, Спасо-Вознесенский собор, храм Иверской Божией Матери Троицкая, Никольская, Тихвинская, Смоленская, Богоявленская, Вдадимирская, Успенская и еще много других. Со всех сторон слышалось людское ликование. И всю Светлую седмицу церковные колокола (после долгого молчания вовремя страстных дней) продолжали гудеть. Подниматься назвонницу в эти дни ибить вколокола позволялось любому желающему, и многие не упускали такую возможность.
И плыл над Венцом нескончаемый колокольный звон, проникающий в самое сердце.
Детские забавы
Одной излюбимых детских забав вдни празднования Пасхи всегда было катание яиц. Наровном месте устанавливали «каток», сделанный из дерева иликартона. Вэтом катке выкладывали разные подарки иигрушки небольшого размера. Затем дети поочереди подходили ккатку икатали понему свое крашеное яйцо. Выигрышем становилось то, дочего дотронется катящееся покатку яйцо. Забава увлекательная, ведь яйцо всегда ведет себя непредсказуемо!
Издавна известна другая излюбленная детская пасхальная забава – чокаться крашеными яйцами друг сдругом: побеждает тот, кому удается разбить своим яйцом яйцо соперника. Разбитое яйцо поверженного соперника можно забрать кактрофей. В этой игре находились смельчаки, которые использовали искусно вырезанные из дерева яйца. Опознать такое яйцо порой было сложно, но туго приходилось обманщику после разоблачения!
Благая радость
Люди отдыхали всю Светлую седмицу. Симбиряне ходили вгости, принимали гостей идарили подарки, прежде всего, пасхальные яйца икуличи, близким родственникам – обновы.
В эти дни проводилось много благотворительных мероприятий. Многолюдные светские праздничные мероприятия принято было проводить со второго дня Пасхи. Обязательным был концерт в Симбирском театре, в Дворянском собрании проходил бал, на улицах города устраивались массовые народные гуляния. А на Красную горку (первое после Пасхи воскресение) начинались свадьбы.
До среды шестой недели торжеств люди продолжали христосоваться. «Христос воскресе!» – первым приветствовал младший по чину и возрасту. И в ответ слышал неизменное: «Воистину воскресе!».