Александр Зинин родился 4 февраля 1953 года в райцентре Павловка Ульяновской области в семье художника и учительницы.
Так что его нынешняя работа художника и педагога - продолжение двух "трудовых династий". Он закончил Ленинградский пединститут по специальности "преподавание рисования, черчения и труда". Вернувшись в Ульяновск, работал во Дворце пионеров руководителем изостудии, а сейчас руководит народной изостудией в Центре народной культуры. В последнее время Александр Зинин получил широкую известность как автор памятника букве Ё.
Формула красоты
- Вообще-то я работаю в широком диапазоне - от реализма до авангарда, - рассказывает художник. - Однако считаю, что главное из сделанного мной - не столько живопись, графика и скульптура, сколько "Книга точности" - это своеобразный учебник арифметики формы. Я пришел к нему через исторические изыскания, изучение древних трактатов и священных книг различных религий и алфавитных систем. В конце концов, мне удалось найти следы формулы, лежащей в основе изобразительного искусства, но которой сейчас, к сожалению, сознательно практически никто не пользуется. Суть формулы проста - комбинация цифр становится каркасом, который служит основой возникновения форм. Это формула красоты, в основе которой лежит целесообразность, это формула созидания. И подтверждение ее правильности я постоянно нахожу в природе. Уже построено много моделей, и они воспринимаются зрителями как эстетические объекты, как произведения авангардного искусства. Это и есть математический реализм природы! И когда художник испытывает позыв сделать что-то так, а не иначе, он подсознательно следует этой формуле. Есть у человека "внутренний чип" представления о красоте. А в любой эстетике есть рациональная подоплека - "высший счет". Я выступал я с докладами об этом на первых Любищевских чтениях, и многие серьезные ученые признали, что моя теория имеет право на существование.
Буквы - священные знаки
Собственно, и идея памятника букве Ё возникла на основе интереса к алфавитным знакам. Когда я натолкнулся на информацию, что букву Ё в русский язык ввел Карамзин, мне даже стало как-то не по себе... Никто в Ульяновске этого не знал в начале 90-х. А когда готовил к публикации "Книгу точности" в альманахе "Карамзинский садъ", я сочинил ряд стихов, посвященных Карамзину и букве Ё. И тут же до меня дошло, что приближается 200-летний юбилей этой буквы.
Сразу же возникло желание начертать еЁ на мраморе, закопать плиту в Карамзинском сквере и один из углов оставить на поверхности, чтобы когда-нибудь археолог из будущего споткнулся об него, раскопал и нашел непонятный антик. Потом был конкурс проектов, и к своему ужасу я вдруг понял, что подавляющее большинство участников просто не понимают значимости этого события и относятся к нему как к курьезу. И тогда я решил предложить свой вариант - букву в ее изначальном начертании. Пресса сразу же пришла в неимоверный восторг, и идея памятника овладела массами - многие оценили и символическое, и коммерческое значение этого проекта. Были, конечно, и скабрезные высказывания, но те, кто понимал, что буквы - священные знаки, отнеслись к этому куда серьезнее. В любом случае идея пошла в жизнь. В свое время с моей подачи Зураб Церетели предлагал ее реализовать еще губернатору Шаманову, но тот сказал, что не все так просто и он не хочет из-за этого становиться объектом насмешек. Многие "авторитетные" люди заявляли и устно, и письменно, что буква Ё - символ моральной нечистоты и вообще в ней есть что-то неприличное. А сейчас те, кто делал подобные высказывания, сами фотографируются возле памятника. Студия "Пилот" по заказу правительства Российской Федерации при софинансировании Ульяновской области сняла замечательный мультик в пластилиновой технике, который начинается со слов: "Знаете ли вы, где стоит памятник букве Ё?". Только странная сложилась ситуация: с автором идеи и памятника никто не советовался и разрешения на использование интеллектуальной собственности не спрашивал.
Ё - моё!
Нынешний монумент из красного гранита поставлен в 2005 году. Но его сначала открыли в "черном исполнении" в Карамзинском сквере в какой-то непонятной спешке. Взяли мою трехмерную модель, перевели ее в рабочие чертежи и заказали в камне. Сейчас тот первый памятник, по слухам, стоит на одной из могил Ишеевского кладбища... Правда, букву с него стесали. А ведь главный архитектор области Татьяна Тарасова предлагала так его и оставить, а из уже завезенного цветного камня сделать памятники пяти буквам, изъятым из дореволюционного алфавита. Но я-то сам изначально воспринимал черный памятник как времянку - там сама буква была прорисована водоэмульсионной краской... Потом вдруг выяснилось, что цветной гранит для постоянного памятника вырезали с отклонениями от чертежей. В результате мне пришлось "болгаркой" самому его приводить в соответствие с нужными размерами. Долго работал над самой буквой - буквально "выбривал" по миллиметру той же "болгаркой" на глубину в семь сантиметров. Зато потом, когда его подняли на постамент, все, кто это увидел, сразу же заговорили: "Она улыбается!". Было настоящее всенародное ликование! И сама буква - как облачко легкое получилась. Правда, сама установка памятника задержалась на два часа, потому что водитель автокрана специально заехал за детьми, чтобы они стали первыми, кто сфотографировался на его фоне.
Кстати, никаких денег за проект памятника и его установку я не получил. И тем более - никто ничего не отчисляет за коммерческое использование разработанного мной символа. Решаю сейчас этот вопрос в судебном порядке. И для меня эта тяжба - тоже своего рода социокультурный проект, поскольку интеллектуальная собственность - единственное, что в наше время может дать средства к существованию российским творческим работникам.