aif.ru counter
Сергей ЮРЬЕВ
162

Писатель должен жить литературой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ - Ульяновск 27/03/2012
Фото автора.

«Стержень культуры – чувство справедливости», - так считает Николай Полотнянко – один из немногих ульяновских писателей, чье творчество привлекает широкий читательский интерес не только в Ульяновской области, но и за ее пределами. Николай Алексеевич – автор шести поэтических сборников, двух пьес, нескольких исторических романов, три из которых были опубликованы издательством ЭКСМО, уверен в том, что для настоящего писателя литература должна быть главным содержанием и целью жизни.

Путь к поэтической строке

Я родился 30 мая 1943 года в Алтайском крае. Родители мои были из крестьян. Отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, получил боевые награды, был ранен на Курской дуге. Но после победы войны он в семью не вернулся, так что детство и юность я прожил с матерью в поселке Красный Яр Омской области. Поселок тянулся на восемнадцать километров вдоль старицы Иртыша и состоял из множества населенных пунктов - Москали, Малороссы, Консервзавод… До окончания мною седьмого класса мы жили в землянке неподалеку от консервного завода, где делали сгущенку. Тогда многие жили в насыпных хатах, которые построили вернувшиеся с фронта мужики. Потом переехали в Омск – к родственникам, работавшим на кирпичном заводе, который после войны построили заключенные. Прописку получили в бараке, оставшемся от ЗК…

В шестнадцать лет я пошел работать на тот самый кирпичный завод, одновременно поступив в школу рабочей молодежи. Потом еще учился в ПТУ, получая специальность слесаря по ремонту промышленного оборудования, и работал на строительстве завода синтетического каучука – до призыва в армию. Три года отслужил в Закарпатье - в радиотехнических войсках, а потом поступил в Московский институт железнодорожного транспорта. Но, отучившись три курса, убедился в том, что это не мое. А первые стихи я написал, когда мне было уже 26 лет, и публиковались они в газете «Омская правда».

Квартиру за стихи

Сессия в Литинституте имени Горького, 1972 год.

 В 1970-м поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького. В 1972 году женился, когда моя супруга, Людмила Ивановна, закончила мединститут. Ей предложили работу в Ульяновской области – в городе Инза. Там я работал комендантом райисполкома. Как-то приехал в Ульяновск в гости к художнику Ивану Лежнину, которому еще в Омске помогал организовать творческую командировку на север – на буксире по Иртышу. Он-то и ввел меня в местные литературные круги. Вскоре мне предложили работу в газете «Ульяновский комсомолец», но жить пришлось на съемной квартире. Однажды, будучи в Москве на сессии, поделился своими проблемами с известным поэтом Владимиром Соколовым, и тот дал телеграмму Григорию Коновалову, члену бюро саратовского обкома КПСС: «В Ульяновске живет прекрасный поэт Николай Полотнянко, помоги ему с квартирой». Тот позвонил первому секретарю Ульяновского обкома КПСС Анатолию Скочилову, который тут же распорядился предоставить мне жилье – квартиру на улице Карла Маркса.

История края – родник вдохновения

Я продолжал работать в газете, а в середине 70-х вел передачи на местном телевидении – например, «Солдаты Отчизны», где выступали ветераны войны, герои Советского Союза. Как-то сделал передачу с начальником высшего военно-технического училища имени Богдана Хмельницкого генералом Турчинским, и тот предложил мне написать историю училища. Я почти двадцать лет был связан с этим учебным заведением – написал еще и историю службы горючего вооруженных сил для Министерства обороны. Это был первый серьезный опыт работы над прозаическим произведением. Но я продолжал писать стихи и даже выпустил несколько поэтических сборников. Только в 2002 году, после перенесенного инсульта и частичного паралича, пришло осознание, что в поэзии я сказал практически все, что мог, и настала пора вплотную заняться прозой. У Симбирского края богатейшая история, но практически не делалось попыток ее художественного осмысления. Первый роман был написан в 2007 году, а потом буквально за несколько лет я написал еще пять исторических романов, причем четыре из них - по истории Симбирска. Но к этому я готовился всю жизнь.

История без политики

О Степане Разине существует несколько литературных произведений, которые были созданы действительно большими писателями, например, Василием Шукшиным, Степаном Злобиным. Но проблема в том, что каждый из них вынужден был оглядываться на «политическую ситуацию», и никто из них не мог затронуть самый насыщенный период Разинского восстания – осаду Симбирска, где он потерпел поражение. И никто ранее не рассматривал образ Степана Разина в Пушкинской трактовке – как «единственное поэтическое лицо русской истории».

В издательстве ЭКСМО вышло три моих романа – «Государев наместник» - об основателе Симбирска Богдане Хитрово, «Бунтарское войско Степана Разина» и «Клад Емельяна Пугачева». Но, когда в 2008 году произошел кризис, это издательство закрыло историческую редакцию, и последующие книги, на которые уже были заключены договоры, так и остались неопубликованными.

После этого я написал еще два романа о современности. Один из них, «Огненный спас», был издан в журнале «Литературный Ульяновск», а второй, «Загон для отверженных», пока ждет своего часа. Кроме этого, написано две пьесы, а сейчас заканчиваю роман «Бесстыжий остров».

Не русскоязычный, а русский…

С писательским активом, собравшимся вокруг журнала «Литературный Ульяновск», мы создали «Союз русских писателей в защиту русского языка». В России когда-то были русские писатели. А потом появилась русская советская литература. Но никто не называл себя русско-советским писателем – все стали исключительно «советскими». А сейчас утрачен основной определяющий признак – и советского не стало, и русское потерялось. Не всякого, кто пишет на русском языке, можно назвать русским писателем, поскольку творят они не в той системе ценностей, которая традиционна была свойственна русской литературе. Сущность каждого народа выражена в его культуре. Стержнем русской культуры является врожденное стремление к справедливости – основе бытия русского народа. Да и вообще народом может считаться только та общность людей, которая живет по справедливости или хотя бы пытается это делать. Такие же стремления свойственны и другим народам России, и это объединяет нас в одну семью. А сейчас пропагандируются совершенно иные ценности – необходимость быть успешным, суметь взять от жизни все. Скажите, что в человеке все должно быть прекрасно, и вас примут за дурня.

Чиновник в культуре - горе

Проблема в том, что культурой пытаются управлять исключительно чиновники, которым не мешало бы иметь в штате своего ведомства людей искусства – в роли консультантов, советников по литературе, по музыке, по живописи и т. д.

И кто вообще в области знает, кроме нескольких учёных мужей, что основой всех искусств была, есть и будет всегда художественная литература, а главным действующим субъектом культурного процесса является писатель?.. Сценические и изобразительные искусства, музыка, кино и многое другое своими достижениями во многом обязаны художественной литературе, а поэзию Белинский считал «высшим из искусств».

Первым шагом, точкой роста местной культурной среды должен стать нормальный полноценный авторитетный областной литературно-художественный журнал. Почему-то актеров со стороны в Ульяновск приглашают, предоставляют им квартиры и работу. А действительно хороших писателей к нам никто не зовет, несмотря на то, что основная масса местных литераторов – дилетанты-любители. При таком подходе очень скоро мы получим в литературе «выжженное поле»… Не скажу, что у нас совсем нет талантов, но даже те немногие, кто способен создавать настоящие литературные произведения, вынуждены тратить время и силы на зарабатывание денег. А настоящий писатель должен жить литературой и отдавать себя ей целиком.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество