В 2009 году в России завершается программа по ликвидации "мостов-долгостроев".
В строй сдаются последние три из 17 внеклассных мостовых сооружений, возведение которых затянулось не на одно десятилетие - в Волгограде, Ульяновске и Саратовской области. Все они соединяют берега Волги и имеют большое значение для страны. "Мосты позволят нам сильно разгрузить транспортное сообщение между восточным и южными регионами", - заявил вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов.
Есть и еще один объединяющий эти три уникальные конструкции фактор - в возведении каждого из них принимала участие компания "Волгомост" (входящая в Группу "СОК").
Специалисты компании рассказали нам о самых интересных моментах строительства.
Ульяновск
Длина - почти 13 километров (мостовое сооружение - 6 километров, остальное - эстакады на обоих берегах и подъездные пути). Это самый крупный по длине руслового сооружения мост на Волге. Он станет основной частью проекта "Волжский транзит": через Ульяновскую область пройдет дублирующий участок федеральной трассы М5 "Урал", который соединит Центральную Европу с Сибирью и Дальним Востоком.
Особенности: ульяновский мост во многом стал уникальным. Технология сброса сухого бетона на глубину до 25 метров при бетонировании буровых свай стала поводом для изменения строительных стандартов. Впервые за историю мостостроения в качестве фундаментов строители использовали особо устойчивые сваи. А уникальная технология подъема пролетных строений с помощью гидромодулей, применяемая "Волгомостом", уже вошла в историю. Это сократило срок строительства моста на год и сэкономило не один миллион рублей.
Саратов
Длина первой и второй очереди - почти 13 километров. Мостовой переход расположен у села Пристанное. Он состоит из моста через Волгу, нескольких дамб и коротких мостов через протоки реки. Сооружение входит в состав транспортного коридора "Запад - Восток", обеспечивает связь Центральной России и Поволжья с Казахстаном и Средней Азией. В сутки здесь будет проезжать до 45 тысяч автомобилей. Сооружение сократит путь из Европы в Азию на 500 километров. Перераспределятся грузо- и пассажиропотоки, решатся экологические проблемы Саратова и Энгельса, разгрузятся улицы города и старый мост.
Особенности: специально разработанная конструкция фундамента и технология его закладки на больших глубинах позволила обойтись без водолазных работ, что сэкономило значительные средства. А технология надвижки изогнутых пролетов большой длины (1228 метров) позже использовалась специалистами "Волгомоста" в Казани и Волгограде.
Волгоград
Длина - около 29 километров (это самый протяженный мост в Европе). Помимо моста через Волгу, в него входят две эстакады по обе стороны реки, двухкилометровая дамба, мост через реку Ахтубу и четыре аналогичных сооружения в пойме. Дорога из Волгограда в Краснослободск сократилась более чем в десять раз. Мостостроители сдали первый из четырех пусковых комплексов.
Особенности: в толще воды были устроены так называемые ростверки (это балки или плиты, которые служат опорной конструкцией). А при надвижке пролетов использовали уникальное механическое устройство - шпренгель (стержневая система, которая присоединяется к основным несущим элементам). Эта технология снизила расходы и существенно сократила общую стоимость сооружения.
Волгоградский мост соответствует всем предъявлявшимся к нему жестким экологическим требованиям.
Справка "АиФ"
Внеклассным называют мост, по которому может двигаться как автомобильный, так и железнодорожный транспорт. К таким сооружениям относят мосты длиной более 300 метров, сооружаемые в сложных рельефных и геологических условиях с применением индивидуальных или нетиповых конструкций.